ТАЙНЫ ЕГИПТА

Источник материала:  
08.07.2010 — Новости Мира

(Окончание. Начало в №26)
По сути дела, у Насера, чтобы выжить, не было тогда иного выхода, кроме как заигрывать с новыми и еще более агрессивными игроками на Ближнем Востоке — США и их сателлитом Израилем. И хотя сама «египетская революция» диктовалась жаждой молодых офицеров взять реванш у Израиля за проигрыш в войне 48-го года, парадокс заключался в том, что без одобрения ненавистного Тель-Авива эта революция просто не стала бы на ноги. И все по одной причине: СССР тогда был бесконечно далек от ближневосточных дел, а значит, и настоящей альтернативы американцам в регионе не существовало. К идее подтянуть эту самую альтернативу поближе к Персидскому заливу Гамаль Абдель Насер придет чуть позже, а пока ему приходится лавировать. И израильтяне публично приветствуют приход «младоегиптян» к власти. А чтобы молодым офицерам не было скучно, чтобы они занимались чем угодно, но только не укреплением Египта и его армии, израильтяне запускают «адскую машину» внутри этой крупной арабской страны. «Адская машина» уже тикает, когда Тель-Авив начинает методично засылать на египетскую территорию агентов «Моссад», которые под видом «арабов» нападают на британские военные объекты. И убивают сразу трех зайцев: с одной стороны, превращают Египет в нестабильную, охваченную терроризмом страну; с другой — портят отношения Насера с Западом, а значит, заставляют того искать посредников в лице тех же американцев и израильтян; ну и, в-третьих, — вытесняют английские оккупационные части из Египта. Одна из таких провокаций — «дело Лавона» — всплывает наружу и чуть не срывает весь план, ведь Насер вынужден разразиться воинственной риторикой и даже пригрозить ответной посылкой «египетских героев, учеников фараона и сынов ислама, дабы они очистили землю Палестины»! Но… все это пока не противоречит общему представлению о Насере как о недалеком, вполне управляемом с помощью кнута и пряника диктаторе, а значит, весьма «перспективном» политике. «Перспектива» же таилась в новой идее Аллена Даллеса, директора ЦРУ, подтянуть Египет не только к Багдадскому пакту, где представлены неарабские страны Востока, но и сколотить с его помощью чисто арабский пакт — опять же с участием Вашингтона и со штаб-квартирой в Каире. Пакт будет называться МЕДО — Оборонительная организация Ближнего Востока, и, что примечательно, главной военной базой его (читай: американской базой) будет Суэцкий канал!
Может, именно тогда у Насера полностью открылись глаза на всю «прелесть» дружбы с Америкой и Израилем. А может, и раньше, и он просто водил за нос их спецслужбы. В любом случае, когда его посвятили в планы Даллеса, он понял одну простую вещь: прежде чем Суэц станет американским, он должен перестать быть английским… А чьим он будет в промежутке между этими событиями? В общем, «есть только миг, именно он называется жизнь». В данном случае — жизнь независимого Египта!
Сегодня нельзя с уверенностью утверждать, что ЦРУ или «Моссад» навязали организации «Свободные офицеры» внутреннюю борьбу за власть: вероятно, тут было обоюдное совпадение интересов и спецслужб и кое-кого из офицеров. Но вот чего нельзя отрицать, так того, что в результате подковерной борьбы тридцатишестилетний Насер сумел сместить «вождя революции» генерала Мухаммеда Нагиба и стать президентом. И тут же, как по мановению волшебной палочки, т.е. уже через пару месяцев, 19 октября 1954-го, англичане «с легкостью» — после двадцати лет упорного сопротивления! — согласились вывести свои войска из зоны Суэцкого канала. Без дружеского подталкивания со стороны Вашингтона сие было бы невозможно!
Вот когда наступил тот самый «миг» — ценою в самостоятельную жизнь арабской страны! Это мы сегодня знаем, что продлится миг, а он исторический! — больше года, ровно до 13 июня 1956 года, когда последний башмак последнего британского «томи» покинул землю фараонов. Но Насер тогда этого не знал, и ему нужно было действовать и рисковать собственной жизнью, как и жизнями тысяч египтян. Не знал и Даллес: он полагал, что дело уже почти в шляпе… и прошляпил! «Туповатый диктатор» «кинул» ЦРУ!!!
Во-первых, он ввел в Суэц родные египетские войска. Ну, это еще полбеды: египетские войска плохо вооружены, а практически — безоружны перед теми же английскими, которые еще не полностью вышли, да и по договору имели право «вернуться» в случае, «если кто-либо из членов Лиги арабских государств или Турция подвергнeтся нападению любого внешнего врага, кроме Израиля». Да-да, тот самый «короткий поводок»! Который сейчас, в XXI веке, носит кредитный характер, а тогда был откровенной военной угрозой: не более и не менее. В общем, Даллес чувствовал бы себя спокойно, если б не второй сюрприз, который подкинул ему Насер… В апреле, когда все так шло «хорошо» и Англия уже присоединилась к Багдадскому пакту, и значит, и Египту открылась прямая дорога в
МЕДО, в Бандунге тоже открылась, но не дорога… А конференция 29 неприсоединившихся стран Азии и Африки. И вот там-то Насер публично объявил, что вступает в Движение неприсоединения. То есть не будет входить не только в МЕДО и не только в Багдадский пакт, но и вообще в любые военные блоки!
С этого момента тот самый «миг ценою в жизнь» стал сжиматься по всем законам политической машины времени в геометрической прогрессии! А жизнь самого Насера повисла и вовсе на волоске — его внесли в черный список ЦРУ под №1 по Ближнему Востоку. И чтобы выжить, действовать нужно было стремительно. И, прежде всего, вооружить современным оружием египетские войска на Суэце. Изображая «наивного египетского парня», Насер по телефону обратился с этой просьбой к Вашингтону — отказ. Значит, там уже все поняли! К Лондону — отказ. К Парижу, Тель-Авиву — отказ. К Пекину — тоже отказ. Правда, в Поднебесной намекнули: «А не обратиться ли вам к Москве?».
Альтернатива! Вот она, настоящая защита от всех троглодитов старого колониального мира — вторая супердержава мира. С такой не поспоришь, а если поспоришь, так потом не оберешься… Но захочет ли Советский Союз из-за какой-то арабской страны на краю пустыни и мира взваливать на себя тяжесть еще одного витка «холодной войны»? Кремль действительно подошел к предложению Насера очень осторожно. Вероятно, если бы не обычная нахрапистость Хрущева, ситуация вообще пошла бы по другому сценарию. Хрущева же его коллеги по Политбюро предупреждали: при всей желательности обрести друзей на Ближнем и Среднем Востоке, арабы показали всю социальную отсталость региона и свою неспособность вести успешную войну не только против англичан, но и против израильтян. Как бы все это не превратилось в бездонную бочку! Словом, неплохо бы подождать… Однако оружие все-таки поставили, не напрямую, а через Чехословакию: нельзя же отдавать молодую страну на съедение старым хищникам!
Хрущев, оставшись наедине с собой в кабинете, долго буравил мировую карту упорным, если не сказать, упрямым взглядом. Словно пытал ее, какие выгоды мог бы получить СССР от того, что защитит Египет? В нефти Союз не нуждается, своей по горло! Золото местное — дешевка, полуфабрикат природы. Остаются пески да верблюды! И еще — легенда о фараонах… Вот оно! Когда-то фараоны правили всем древним миром, а теперь из Египта хотят править миром современным. Кто хочет? — Штаты! Потому что Ближний Восток — это нефтяная бочка Запада, которая Западу не принадлежит. И Суэцкий канал — краник от этой бочки. Которая действительно бездонна. Надо, чтобы арабы взяли бочку в свои руки! И надо помочь им…
В эти же дни, если не в те же часы, карту Ближнего Востока изучали — в который раз! — и в Овальном кабинете. Эйзенхауэру уже мерещилось, будто руки Хрущева тянутся к его собственной «бочке». А все из-за этого предателя Насера! Остановить полковника, убить его!
Но только теперь, когда египетская армия получила советское вооружение, убить Насера — значило захватить весь Египет. Ничего, это можно, только не своими руками… Дальнейшие события почти не составляют тайну и хорошо всем известны. Насер национализировал Суэцкий канал. В ответ сформировалась военная коалиция с целью силой вернуть важный морской путь в «лоно западной цивилизации». А как же — ресурсы не должны принадлежать отдельным странам, они должны принадлежать сильнейшим из них! В коалицию вошли бывшие и будущие «акционеры» Суэца: Англия, Франция, Израиль. Почему не вошла Америка? Да если б она вошла, то остальные — Англия, Франция и Израиль — тут же сообразили бы, что им ничего «не обломится», и вышли бы из коалиции. А так план агрессии «Мушкетер» сначала пошел даже на «ура» — в буквальном смысле! Арабы и вправду не умели воевать и всего за пару дней войны сдали не только Суэцкий канал и 30-километровую зону вокруг него, но и почти весь Синайский полуостров, включая ныне знаменитый курорт Шарм-эль-Шейх. И сразу стало ясно: кому нефть, а Израилю нужны земли. А Вашингтону — голова Насера. Вот почему коалиционные армии двинулись дальше, прямо на Каир. Самый знаменитый египетский полковник знал, что такая личная месть ему — вовсе не шутка. Ровно за сутки до начала войны, в ночь с 27 на 28 ноября 1956 г., еще в мирном небе со стороны Сирии летел самолет с официальной египетской делегацией. На его борту должен был находиться сам Насер и начальник генштаба Амер (тот самый, которого Хрущев на пару с Насером в 64-м наградит Звездой Героя). Самолет не долетел — был сбит израильским истребителем французского производства… Насер остался жив только потому, что вообще часто менял свои планы, а Амер опоздал на самолет случайно.
И вот теперь Насер сидел в осажденном Каире и ждал своей участи. Ровно до 5 ноября, когда Хрущев выступил со знаменитой нотой и спас его. В ноте задавался вопрос: «Что бы сказали нынешние агрессоры, которые воспользовались своим техническим превосходством над Египтом, если бы Советский Союз воспользовался своим техническим преимуществом, чтобы остановить войну?». Столь тонкого намека оказалось достаточно, и все нарекли ноту «ядерной».
А уже на следующий день, 6 ноября, Англия, Франция и Израиль объявили о прекращении боевых действий. И о возвращении Египту всех захваченных территорий!

Вадим ЕЛФИМОВ
←Оппозиция намерена обжаловать судебную реформу Януковича в КС

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика