Иорданский блокнот. Когда нет нефти, без реформ не обойтись — это и верблюду ясно
Окончание. Начало
Экзотика экзотикой, но далекая мусульманская Иордания по ряду направлений в сотрудничестве с ЕС продвинулась гораздо дальше нашей синеокой республики. Белорусскому начальству, которое к месту и не к месту гордится нахождением в географическом сердце Европы, стоило бы поучиться иным вещам у короля Абдаллы.
Народ спешит на пятничную молитву. |
Семинар же, который Еврокомиссия организовала в далеком Аммане, пригласив в том числе и белорусов, был посвящен инструментам продвижения демократии и прав человека в странах по периметру ЕС. Вместе с правозащитниками собрали и журналистов, занимающихся этой тематикой.
«Если сравнивать с другими странами из числа соседей ЕС, то в Беларуси ситуация с правами человека, конечно, не наихудшая, — говорит участник семинара Олег Гулак, председатель Белорусского Хельсинкского комитета. — Но и гордиться особо нечем. В принципе грустно, что страну в центре Европы приходится сравнивать с африканскими».
Детвора с любопытством взирает на бледнолицего фотографа. |
К слову, недавно Брюссель в рамках Европейской политики соседства делил деньги на 2011-1013 годы. И некоторым странам обломились, я вам доложу, не хилые суммы. Марокко досталось 580 миллионов евро, Украине — 470 миллионов, Молдове — 273 миллиона, Тунису — 240 миллионов, Грузии — 180 миллионов, Армении — 157 миллионов. Беларуси — ноль. Считают: пока не заслужила. Формула Брюсселя: утром — стулья (реформы), вечером — деньги.
Европа, конечно же, озабочена состоянием прав человека по периметру своих границ. Она подпитывает правозащитные структуры в соседних странах, но особо рваться в бой не будет.
Одна довольно важная чиновница из Еврокомиссии признала: да, права человека для объединенной Европы важны, но и газ, мол, тоже жизненно важен. И экономические интересы порой заставляют идти на компромиссы.
Солярка с белорусских НПЗ Европе тоже нужна. Нужен стабильный транзит через нас. И о прозаичных вещах приходится договариваться с тем, кто не особо изысканно, но крепко держит в руках власть, а не с загнанными в андеграунд оппонентами.
Для тех белорусов, что не сводят счастье к чарке да шкварке, это означает, в частности, что «никто не даст нам избавленья», пока масса народонаселения за казенную пайку готова жертвовать изрядной долей гражданских прав и свобод.
Между прочим, и от имперского натиска России, на который так жалуется сейчас глава синеокой республики, Брюссель отбивать нас особо не бросится. Короче, спасение утопающих… сами знаете.
К слову, брюссельским функционерам отдельные журналисты из арабских стран подсыпали перца: Европа, мол, зажирела, ударилась в права кошек да собак, в то время как люди в бедных государствах по соседству — на грани выживания. Правда, коллега из Марокко возразил: главные права человека универсальны для разных стран и цивилизаций. В хиджабе ты или в шортах — мы все хотим свободы и уважения.
Фольклорные узоры красным по белому: будто витрина магазина «Лянок». |
Да, хиджаб хиджабом, но Иордания еще в 2000 году присоединилась к ВТО, в 2001-м заключила договор о сотрудничестве с ЕС. Сейчас принята трехлетняя программа сотрудничества с Евросоюзом, по которой ежегодно страна будет получать 70 миллионов евро на решение проблем занятости, образования и т.п.
Инвесторы оценили иорданский деловой климат и политическую стабильность. Вот это действительно многовекторность и высший пилотаж дипломатии! Мусульманская страна во взрывоопасном регионе, при том что половина населения — выходцы из Палестины, умудряется ни с кем не быть на ножах, включая Израиль. Официальный Амман — авторитетный посредник на Ближнем Востоке. И лишь программу реформ, которые проводит король Абдалла II, западные обозреватели называют агрессивной.
Жилые кварталы Аммана на фоне римского амфитеатра. |
Беларусь, в свою очередь, мылится на пороге подозрительного Таможенного союза, только примеривается к ВТО и не имеет базового соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС.
Агрессивность же государственной политики проявляется отнюдь не в реформах, а в газовых войнах с Россией. Пропаганда продолжает воспевать особую белорусскую модель. Хотя от глобализации, от единых прозрачных правил игры — не уйти, это сегодня и верблюду ясно.
Амман — Минск
Александр КЛАСКОВСКИЙ, фото автора