Белорусское начальство могло бы взять пару уроков у короля Абдаллы II
05.07.2010 10:45
—
Новости Мира
Этой стране, как и Беларуси, не слишком повезло с ресурсами
Для белорусского глаза это место, конечно, на любителя. Песок да камни. Дома лепятся, как ласточкины гнезда, на мертвенных серо-желтых склонах.
Ходишь, как по горячей сковородке: в тени 35°С. Хотя из-за сухости жара переносится обманчиво легко, и сгореть можно как пить дать. Кстати, о птичках: вон мужики потягивают в тенечке некий местный янтарный напиток. Оказалось, сок из свеженарубленного в специальной машине сахарного тростника. Это здесь, надо понимать, вместо кваса, к тому же, как гласит реклама по-английски, повышает потенцию. Салям алейкум, нам тоже по бокальчику, плиз!
Региональная специфика не только в этом. На въезде в аэропорт — военный "хаммер" с крупнокалиберным пулеметом. На входе в гостиницу вас профильтруют через металлоискатель и деликатно обыщут. В 2005 году террористы устроили в отелях Аммана серию взрывов, погибли 58 человек. С тех пор вроде тихо, но береженого аллах бережет.
Этой стране, как и Беларуси, не слишком повезло с ресурсами. Нефти, в отличие от соседней Саудовской Аравии, Иордания почти не имеет. Добывают фосфаты, развивают агропром, насколько это можно в стране, где 90% территории — пустыня с бедуинами на верблюдах. С самолета видишь сплошной грязно-желтый пейзаж, лишь кое-где вкраплены геометрически правильные ряды деревьев. Тут всю зелень надо сажать. И поливать по?том.
Но нет худа без добра. Скудость природных ресурсов заставляет шевелиться. Король Абдалла II последовательно, методично, без риторики типа "не покушайтесь на наш самобытный строй", открывает Иорданию Западу.
Мусульманская монархия на глазах вестернизируется. И сам монарх (к слову, получивший образование в Британии и Штатах) задает тон реформам, которые ставятся в пример всему арабскому миру. Прежде всего, конечно, модернизируют экономику. Но понемногу откручивают гайки и в других сферах — СМИ, прав человека.
В страну явно идут большие инвестиции. Поражает размах строительства. В Аммане — полгорода разворочено котлованами, обнесено заборами стройплощадок. К вящей радости таксистов, накручивающих километры в объезд. Впрочем, такси здесь дешево, машин много, и средней дальности поездка по столице все равно обходится лишь в пару динаров (9-10 тысяч белорусских рублей).
В иорданской столице уже понастроили пятизвездочных отелей, о которых в Минске только мечтают. Приличный деловой центр, современные транспортные развязки, роскошные кварталы для богачей. Но другой полюс — "птичьи гнезда" на крутых холмах, где с бытовыми удобствами, судя по всему, неважно. И сразу чувствуешь гордость за минскую чистоту от центра до окраин.
Вообще расслоение сильное, что сразу бросается в глаза привыкшему к эгалитарности белорусу. Около 30% населения там — за чертой бедности. Велика безработица. Зарабатывают же в среднем 200-250 динаров в месяц. Что, в общем-то, сравнимо с зарплатой обычного белоруса. К тому же здешнему королю проще: не надо переизбираться и, соответственно, обещать 500 динаров к концу года.
Деньги же здесь тратят в основном прямо на улице. По пятницам — мусульманский выходной! — старый город превращается в сплошной восточный базар. Этакие иорданские "Ждановичи" практически в центре столицы. Торговцы пронзительно рекламируют самый разный товар — от стандартного западного ширпотреба до местной экзотики. Впрочем, при ближайшем рассмотрении на затейливо декорированном кривом кинжале обнаруживаешь "Made in China".
А вообще здешний торговый люд обходителен и — о, благо! — не приставуч, что для традиций восточного базара скорее не характерно. И вообще народ в подавляющей массе приветливый, корректный, радушный. Улыбаются не резиново, а от души. Этакие, извините за нескромность, белорусы Ближнего Востока — памяркоўныя і добразычлівыя.
Да, открытость еще и в том, что визу за десять динаров вам шлепнут прямо в аэропорту: "Welcome!".
Когда нет нефти, надо делать реформы
Экзотика экзотикой, но далекая мусульманская Иордания по ряду направлений в сотрудничестве с ЕС продвинулась гораздо дальше нашей синеокой республики. Белорусскому начальству, которое к месту и не к месту гордится нахождением в географическом сердце Европы, стоило бы поучиться иным вещам у короля Абдаллы. Особенно сейчас, когда иссякает дешевая нефть из России.
Семинар же, который Еврокомиссия организовала в далеком Аммане, пригласив в том числе и белорусов, был посвящен инструментам продвижения демократии и прав человека в странах по периметру ЕС. Вместе с правозащитниками собрали и журналистов, занимающихся этой тематикой.
"Если сравнивать с другими странами из числа соседей ЕС, то в Беларуси ситуация с правами человека, конечно, не наихудшая, — говорит участник семинара Олег Гулак, председатель Белорусского Хельсинкского комитета. — Но и гордиться особо нечем. В принципе грустно, что страну в центре Европы приходится сравнивать с африканскими".
К слову, недавно Брюссель в рамках Европейской политики соседства делил деньги на 2011—1013 годы. И некоторым странам обломились, я вам доложу, не хилые суммы. Марокко досталось 580 миллионов евро, Украине — 470 миллионов, Молдове — 273 миллиона, Тунису — 240 миллионов, Грузии — 180 миллионов, Армении — 157 миллионов. Беларуси — ноль. Считают: пока не заслужила. Формула Брюсселя: утром — стулья (реформы), вечером — деньги.
Европа, конечно же, озабочена состоянием прав человека по периметру своих границ. Она подпитывает правозащитные структуры в соседних странах, но особо рваться в бой не будет.
Одна довольно важная чиновница из Еврокомиссии признала: да, права человека для объединенной Европы важны, но и газ, мол, тоже жизненно важен. И экономические интересы порой заставляют идти на компромиссы.
Солярка с белорусских НПЗ Европе тоже нужна. Нужен стабильный транзит через нас. И о прозаичных вещах приходится договариваться с тем, кто не особо изысканно, но крепко держит в руках власть, а не с загнанными в андеграунд оппонентами.
Для тех белорусов, что не сводят счастье к чарке да шкварке, это означает, в частности, что "никто не даст нам избавленья", пока масса народонаселения за казенную пайку готова жертвовать изрядной долей гражданских прав и свобод.
Между прочим, и от имперского натиска России, на который так жалуется сейчас глава синеокой республики, Брюссель отбивать нас особо не бросится. Короче, спасение утопающих… сами знаете.
К слову, брюссельским функционерам отдельные журналисты из арабских стран подсыпали перца: Европа, мол, зажирела, ударилась в права кошек да собак, в то время как люди в бедных государствах по соседству — на грани выживания. Правда, коллега из Марокко возразил: главные права человека универсальны для разных стран и цивилизаций. В хиджабе ты или в шортах — мы все хотим свободы и уважения.
Да, хиджаб хиджабом, но Иордания еще в 2000 году присоединилась к ВТО, в 2001-м заключила договор о сотрудничестве с ЕС. Сейчас принята трехлетняя программа сотрудничества с Евросоюзом, по которой ежегодно страна будет получать 70 миллионов евро на решение проблем занятости, образования и т.п.
Инвесторы оценили иорданский деловой климат и политическую стабильность. Вот это действительно многовекторность и высший пилотаж дипломатии! Мусульманская страна во взрывоопасном регионе, при том что половина населения — выходцы из Палестины, умудряется ни с кем не быть на ножах, включая Израиль. Официальный Амман — авторитетный посредник на Ближнем Востоке. И лишь программу реформ, которые проводит король Абдалла II, западные обозреватели называют агрессивной.
Беларусь, в свою очередь, мылится на пороге подозрительного Таможенного союза, только примеривается к ВТО и не имеет базового соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС.
Агрессивность же государственной политики проявляется отнюдь не в реформах, а в газовых войнах с Россией. Пропаганда продолжает воспевать особую белорусскую модель. Хотя от глобализации, от единых прозрачных правил игры — не уйти, это сегодня и верблюду ясно.