Иорданский блокнот. 500 динаров к концу года король Абдалла не обещает

Источник материала:  
04.07.2010 13:58 — Новости Мира


И вот приземляемся у черта на рогах. Очередной диалог в рамках Европейской политики соседства (ЕПС) брюссельские функционеры решили провести в Аммане. Не путать с Оманом. Амман (библейский Раббат-Аммон) — столица включенной в ЕПС Иордании. Город величиной с Минск, время тоже наше, но метро можете не искать. Зато сразу увидите штыки минаретов и степенных дам в хиджабах. Хотя молодые уже только в платках.

Для белорусского глаза это место, конечно, на любителя. Песок да камни. Дома лепятся, как ласточкины гнезда, на мертвенных серо-желтых склонах. 

Иорданский блокнот. 500 динаров к концу года король Абдалла не обещает

Здешние «микрорайоны» поднимаются уступами по выгоревшим склонам.

Ходишь, как по горячей сковородке: в тени 35°С. Хотя из-за сухости жара переносится обманчиво легко, и сгореть можно как пить дать. Кстати, о птичках: вон мужики потягивают в тенечке некий местный янтарный напиток. Оказалось, сок из свеженарубленного в специальной машине сахарного тростника. Это здесь, надо понимать, вместо кваса, к тому же, как гласит реклама по-английски, повышает потенцию. Салям алейкум, нам тоже по бокальчику, плиз!

Иорданский блокнот. 500 динаров к концу года король Абдалла не обещает

Местный цирюльник в простое: кто в такую жару потащится стричься?

Региональная специфика не только в этом. На въезде в аэропорт — военный «хаммер» с крупнокалиберным пулеметом. На входе в гостиницу вас профильтруют через металлоискатель и деликатно обыщут. В 2005 году террористы устроили в отелях Аммана серию взрывов, погибли 58 человек. С тех пор вроде тихо, но береженого аллах бережет.

Этой стране, как и Беларуси, не слишком повезло с ресурсами. Нефти, в отличие от соседней Саудовской Аравии, Иордания почти не имеет. Добывают фосфаты, развивают агропром, насколько это можно в стране, где 90% территории — пустыня с бедуинами на верблюдах. С самолета видишь сплошной грязно-желтый пейзаж, лишь кое-где вкраплены геометрически правильные ряды деревьев. Тут всю зелень надо сажать. И поливать пОтом.

Но нет худа без добра. Скудость природных ресурсов заставляет шевелиться. Король Абдалла II последовательно, методично, без риторики типа «не покушайтесь на наш самобытный строй», открывает Иорданию Западу.

Мусульманская монархия на глазах вестернизируется. И сам монарх (к слову, получивший образование в Британии и Штатах) задает тон реформам, которые ставятся в пример всему арабскому миру. Прежде всего, конечно, модернизируют экономику. Но понемногу откручивают гайки и в других сферах — СМИ, прав человека.

В страну явно идут большие инвестиции. Поражает размах строительства. В Аммане — полгорода разворочено котлованами, обнесено заборами стройплощадок. К вящей радости таксистов, накручивающих километры в объезд. Впрочем, такси здесь дешево, машин много, и средней дальности поездка по столице все равно обходится лишь в пару динаров (9-10 тысяч белорусских рублей).

В иорданской столице уже понастроили пятизвездочных отелей, о которых в Минске только мечтают. Приличный деловой центр, современные транспортные развязки, роскошные кварталы для богачей. Но другой полюс — «птичьи гнезда» на скалах, где с бытовыми удобствами, судя по всему, неважно. И сразу чувствуешь гордость за минскую чистоту от центра до окраин.

Вообще расслоение сильное, что сразу бросается в глаза привыкшему к эгалитарности белорусу. Около 30% населения там — за чертой бедности. Велика безработица. Зарабатывают же в среднем 200-250 динаров в месяц. Что, в общем-то, сравнимо с зарплатой обычного белоруса. К тому же здешнему королю проще: не надо переизбираться и, соответственно, обещать 500 динаров к концу года. 

Иорданский блокнот. 500 динаров к концу года король Абдалла не обещает

За пару динаров вас с ветерком отвезут в старый город.

Деньги же здесь тратят в основном прямо на улице. По пятницам — мусульманский выходной! — старый город превращается в сплошной восточный базар. Этакие иорданские «Ждановичи» практически в центре столицы. Торговцы пронзительно рекламируют самый разный товар — от стандартного западного ширпотреба до местной экзотики. Впрочем, при ближайшем рассмотрении на затейливо декорированном кривом кинжале обнаруживаешь «Made in China». 

Иорданский блокнот. 500 динаров к концу года король Абдалла не обещает

Античные развалины напоминают о калейдоскопе цивилизаций на этой земле.


А вообще здешний торговый люд обходителен и — о, благо! — не приставуч, что для традиций восточного базара скорее не характерно. И вообще народ в подавляющей массе приветливый, корректный, радушный. Улыбаются не резиново, а от души. Этакие, извините за нескромность, белорусы Ближнего Востока — памяркоўныя і добразычлівыя.

Да, открытость еще и в том, что визу за десять динаров вам шлепнут прямо в аэропорту: «Welcome!».

Амман — Минск

Окончание следует



Александр КЛАСКОВСКИЙ, фото автора

←Большинство японцев отказались переходить на 3D-телевизоры

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика