Дружба дружбой, а интересы врозь? Почему так сложно строится Таможенный союз Беларуси, России и Казахстана
Чуть больше месяца остается до старта в полноценном формате Таможенного союза, но ряд “чувствительных” позиций участники “тройки” так и не могут согласовать. Россия хочет поддержать свой автопром и настаивает, чтобы Минск и Астана увеличили таможенные пошлины на ввоз иномарок. Для Беларуси важно, чтобы на единой таможенной территории не было никаких барьеров и ограничений — ни на нефть, ни на другие товары. Казахстан не прочь сохранить максимально благоприятные нормы ввоза товаров физлицами. Понятно, что речь в основном идет об импорте из Китая, что явно не “климатит” белорусской легкой промышленности. Придем ли к согласию? Каковы вообще перспективы таможенной интеграции? Вот что думают об этом эксперты “НГ”.
Леонид ЗАИКО, руководитель аналитического центра “Стратегия”:— Дело в том, что интересы наших государств не совпадают. Мы в России покупаем газ, нефть и металлолом, а Россия у нас — мясо, молоко и автомобили. Мы продаем Казахстану сахар, молочные продукты, шины, а покупаем прокат. Получается смешанная конфигурация экономических интересов. Европейцам было проще договориться по этим вещам, поскольку у них превалирует частная собственность, и они пошли по пути образования международных корпораций.Думаю, с 1 июля ничего существенно не изменится. А перспективы я вижу только во взаимных уступках сторон.
Георгий ГРИЦ, заведующий кафедрой Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ:— До сих пор мы по-разному выстраивали модели национальных экономик. К примеру, в Беларуси 80 процентов ВВП производится предприятиями государственной и приравненной к ней формы собственности, и только 20 процентов частниками, а в России и Казахстане наоборот. Было бы наивно рассчитывать на то, что за год-полтора удастся прийти к общему знаменателю. Переходный период может затянуться минимум на пять лет. Ни одно из государств сейчас не готово жертвовать своими интересами. В той же России, где примерно 60 процентов бюджета формируется за счет сырьевых ресурсов, сиюминутные цели превалируют над стратегическими. Мы заинтересованы получать дешевые энергоресурсы, но сегодня их стоимость растет более быстрыми темпами, чем стоимость готовой продукции.
Сергей ЧАЛЫЙ, независимый экономист: — Изначально у сторон было разное понимание самого понятия Таможенный союз. Для России это больше политический проект. Москва хотела бы выступать центром интеграции на постсоветском пространстве. Но платить за это не готова, предпочитая перекладывать издержки на плечи партнеров. Проблема еще и в том, что мы начали строить единую таможенную политику, нарушив элементарный порядок ходов. О каком Таможенном союзе мы говорим, если нет главного — зоны свободной торговли.