40 дней, которые не потрясли мир. Соседи боятся киргизского степного пожара и закрывают границы
![40 дней, которые не потрясли мир.
Соседи боятся киргизского степного пожара и закрывают границы. 40 дней, которые не потрясли мир.
Соседи боятся киргизского степного пожара и закрывают границы](http://www.21.by/pub/news/2010/05/1274302934289131.jpg)
Прошло чуть более 40 дней после роковых апрельских событий в Бишкеке. С тех пор многое изменилось. Президент Курманбек Бакиев был вынужден покинуть страну, у руля стали представители временного правительства во главе с Розой Отунбаевой, уже объявлено о новых парламентских выборах и референдуме по новой Конституции. Кыргызстан — это одна из немногих постсоветских стран, где становление государственности сопровождается чередой “цветных” революций и периодическим переформатированием диска власти.
Причины нестабильности, по мнению нынешних провластных киргизских политиков, в форме правления. На очередной революционной волне гордо взмыл ввысь ослепительный лозунг о верховенстве парламента над президентом. Но что это даст? Одно дело западные демократии, формировавшиеся в течение долгих десятилетий и прошедшие через множество (порой тоже довольно драматических) этапов, а другое дело небогатая страна на временном изломе и с сейсмоопасной политплощадкой, раскалывающейся на Юг и Север. Как парламенту удастся сохранить “целостную ткань страны” и проводить единую государственную линию?
Последние майские события в трех областях Кыргызстана, когда сторонники Курманбека Бакиева (по крайней мере так они подавались в местной прессе) молниеносно сумели сместить прежние администрации, — свидетельство не только слабости временного правительства, но и тревожный звоночек на будущее. Ведь и апрельский переворот-2010 начинался точно по такому же сценарию: митинги в регионах, а затем наступление на столицу.
Еще одна опасность для Кыргызстана — это наркотрафик из Афганистана. Как только правоохранительная пирамида начинает рассыпаться (от Бишкека до окраин идет чистка в силовых структурах), тут же набирает силу криминалитет. И не случайно Казахстан и Узбекистан закрыли свои границы на киргизском направлении.
Новая власть в Бишкеке пока находится на очень зыбкой почве. Непримиримый Юг (хотя военными методами там и удалось сбить градус противостояния) — это для временного правительства мина с заведенным часовым механизмом. И чем дольше будет откладываться решение общественных проблем, тем реальнее будет угроза социального взрыва. Да и репрессивные действия новой власти в отношении своих оппонентов вызывают все больше недовольства. В конце концов и лидер социал-демократической партии, нынешний вице-премьер Алмазбек Атамбаев был вознесен наверх еще при Бакиеве. Многие сейчас призывают временное правительство остановиться в “охоте на ведьм” и не заигрывать со своими соратниками: поджоги домов родственников Бакиева в Джалал-Абаде могут пожаром перекинуться и в ином направлении, как только ветер изменится.
Вчера, кстати, в Джалал-Абаде уже начались бои между узбекской и киргизской общинами. Есть первые жертвы.
Перед Кыргызстаном сейчас множество вызовов. На днях, например, жители крупного города Ош остались без природного газа — Узбекистан сократил подачу голубого топлива в связи с задолженностью.
Обостряется и внешняя реакция на смену власти в Бишкеке. На московском саммите ОДКБ главы государств приняли резолюцию, осуждающую неконституционный переворот в Кыргызстане, а позиция Минска и прием Курманбека Бакиева Беларусью были на саммите в Москве поддержаны. Таким образом, ситуация в неспокойной среднеазиатской стране по-прежнему порождает много вопросов. И ответов на них Бишкек почти не дает. Начало у всех революций очень похожее, только заканчиваются они по-разному.