Лужков уйдет, когда сам этого захочет
Сегодня об уходе Лужкова с поста говорят в связи с докладом «Смена власти в Москве: факторы и сценарии» (опубликован Агентством политических и экономических коммуникаций). По мнению экспертов агентства, на шаткость положения Лужкова указывают многочисленные скандалы, возникавшие в последнее время в Москве.
В частности, упоминается инцидент с т. н. «живым щитом», когда утром 5 марта милиционеры остановили движение на МКАД и заставили автовладельцев поставить свои машины в качестве щита, чтобы преградить путь преследуемому автомобилю. Также среди скандалов, которые, по мнению экспертов, повлияли на положение московского мэра, – снос поселка «Речник» и бурная реакция общественности на новый Генплан развития столицы. Сюда же можно добавить регулярные коррупционные скандалы в мэрии и подозрительно высокие доходы супруги столичного градоначальника Елены Батуриной.
Все перечисленное – безусловно, громкие события, вызвавшие общественный резонанс. Но какое отношение имеет Юрий Лужков к «живому щиту»? Снос поселка «Речник» был инициирован замглавы Росприроднадзора Олегом Митволем, сносом домов занималась прокуратура. Юрий Лужков в данной ситуации исполнял решение судов нескольких уровней, и с точки зрения действующего законодательства претензий к нему быть не может. С Госпланом ситуация, конечно, гораздо сложнее, но и тут несколько нарушена причинно-следственная связь. Авторы доклада считают, что Лужкова попросит уйти кто-то «сверху», потому что москвичам не понравился Генплан. Но если бы Генплан не устраивал кого-то «сверху», столичный мэр лишился бы своего места до того, как план развития столицы был одобрен…
Откровенно говоря, все эти скандалы Лужкову – как слону дробина. Юрий Михайлович – опытный и сильный политик, и на хромой козе газетных публикаций его не объедешь. Если уж говорить о том, почему Кремль именно сегодня решил (если решил) сменить бессменного столичного мэра, то говорить нужно, например, о прошлогодних выборах в Мосгордуму, о недавних трениях между Мэрией и Министерством финансов из-за столичного бюджета. И, конечно, нельзя забывать о периодических выступлениях Лужкова по международным вопросам: уж слишком любит он рассуждать о возврате Севастополя…
Но никаких открытых обвинений (например, в коррупции) Лужкову сегодня предъявить нельзя – уж слишком он непростая фигура. Юрий Михайлович – мэр-долгожитель, пересидевший двух президентов, член Высшего совета «Единой России» (и бессменный «паровоз» для столичных партийных списков «ЕР»), политик без политических убеждений, который всегда поддерживал любую власть, причем не только на словах, но и на деле – всем президентам он помогал выстраивать думское большинство.
В политической традиции современной России таких людей не принято увольнять – их просят сдать дела и с почестями провожают на пенсию. Так что на открытую конфронтацию со столичным градоначальником никто не пойдет – сегодня такие скандалы будут губительны для обеих сторон.
Справедливости ради стоит отметить, что причины для того, чтобы убрать Лужкова с политической арены и поста столичного градоначальника, у нынешней конфигурации правящей верхушки есть. Лужков – один из последних носителей «хозяйственной» идеологии. Он – управленец, его не волнует господствующая идеология. Под какими бы знаменами он ни выступал, он все равно будет действовать исходя из собственных представлений о рациональности. Он действительно хозяин в Москве, и никому, кроме себя, тут хозяйничать (во всех смыслах этого слова) не позволит. Укрепляющие свои позиции правительственные либералы не могут вести с ним споры: он согласится на все что угодно, и в итоге сделает по-своему. Неконтролируемый руководитель столицы – какому главе государства такое понравится?.. Но тягаться с Лужковым не всем под силу.
Вспомните спор между Кудриным и Лужковым. Министр финансов обратил внимание на резкий рост расходов на содержание московских чиновников в 2009 году и потребовал пересмотреть столичный бюджет. В мэрии слова министра назвали ложью. Мэр предположил, что Министерство финансов пытается отвлечь внимание от изъятия из столичного бюджета более 20 млрд руб., которые предполагалось потратить на строительство метро. Закончилось все полным удовлетворением требований московских властей. И в этом нет ничего удивительного: Алексей Леонидович на своем месте 10 лет сидит, а Юрий Михайлович – все 18. Так сказать, субординация и выслуга лет.
Еще один неудобный момент в смене главы Москвы – это то, что вместе с ним придется менять всю столичную команду, а это – люди опытные. Новичкам на их месте будет очень непросто. Не говоря уже о том, что новому мэру будет очень и очень непросто заслужить авторитет, сравнимый с авторитетом Юрия Михайловича. Это как после Паганини играть на скрипке…
Из четырех сценариев смены власти в Москве, которые предлагают авторы доклада, более или менее реально выглядят два – окончание срока полномочий и добровольный уход. И то при условии, что их можно объединить в один – добровольный отказ от следующего срока после истечения текущего.
Вынесение вотума недоверия мэру московским правительством – вариант настолько нереальный, что даже смешно. Вспомните, как проходили выборы в Мосгордуму в ноябре 2009-го. Кто из столичных депутатов осмелится укусить кормящую руку?.. Переход на другую государственную должность в данном случае возможен только с повышением, а Лужков, как уже говорилось выше, «идеологически неудобный» руководитель.
Добровольный отказ от продолжения карьеры – единственный вариант еще и потому, что оставляет достаточный временной люфт для политического торга и получения от новой власти гарантий личной безопасности, которые при уходе с таких постов – условие обязательное. Подобные переговоры Лужков вести умеет, и в пролете не останется, уж будьте спокойны.
Юрий Михайлович Лужков когда-нибудь, безусловно, уйдет с поста мэра Москвы. Уйдет добровольно, получив все полагающие почести (медаль за заслуги дадут непременно), и не будет преследоваться ни по одному из обвинений, которые сегодня выдвигаются в его адрес (хотя некоторые из них выглядят весьма обоснованными). Но случится это только тогда, когда он сам этого захочет. К сожалению.