Накачанный рейтинг

Источник материала:  
26.04.2010 — Новости Мира
Попасть в тридцатку и даже в двадцатку стран с наилучшими условиями ведения бизнеса Беларусь сможет даже не меняя основ экономической политики и не проводя структурных реформ.Такие оценки прозвучали в ходе обсуждения аналитического доклада Белорусского института стратегических исследований (BISS) "Как Беларуси попасть в тридцатку стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса" на конференции 20 апреля в Минске.

Эксперты BISS не скрывали, что подготовили для правительства своего рода шпаргалку: что нужно сделать, чтобы Беларусь по методологии рейтинговых оценок Doing Business Report оказалась в заветной тридцатке.

Как отмечалось, то, что произошло в Беларуси, "это реформы без реформ".

Эксперты BISS предполагали, что уж выше подняться в рейтинге Беларусь никак не сможет, если не проведет глубоких структурных реформ.

Но оказалось, что это не так: у Беларуси есть шансы оказаться во второй десятке уже к 2012 году, взять новую высоту в рейтинге Doing Business Report без ключевых изменений белорусской экономической модели.

"То есть, проведя определенные косметические изменения, можно войти не только в тридцатку, но даже в двадцатку стран с наилучшими условиями для ведения бизнеса", - отметил экономист Алексей Пикулик.

Анализируя методологию ВБ, эксперты пришли к выводу: накачать рейтинг банка до нужных параметров несложно. Дело в том, что избранные ВБ индикаторы, которые в равной степени применимы к странам с рыночной и административно-государственной системой, дают возможность правительствам заметно улучшить инвестиционную репутацию страны, не меняя при этом основ экономической политики.

Как отмечали эксперты, неоднозначность некоторых аспектов методологии, используемой в Doing Business Report, позволяет правительству Беларуси успешно пользоваться этими лазейками - "совершить фасадную подстройку экономических институтов под ожидания внешних игроков". Чем, в принципе, сейчас и занимается белорусское правительство с большим усердием.

Тем не менее авторы исследования убеждены, что даже эти половинчатые, имиджевые изменения будут иметь положительный эффект для страны и позитивно скажутся на мышлении ее правящей элиты.

"Мы цинично соглашаемся написать правительству шпаргалки. С одной стороны, нас можно обвинить в том, что мы сделали шпаргалку для правительства, как ему немного "смухлевать", но с другой - наша позиция такова: даже половинчатая либерализация для Беларуси лучше, чем ее отсутствие", - отметил академический директор BISS Виталь Силицкий.

По словам А. Пикулика, рейтинг определенным образом влияет на привлекательность страны для инвесторов, - "значит, накачав его, можно ожидать некоей положительной динамики в области привлечения инвестиций в Беларусь.

По мнению экспертов BISS, для дальнейшего продвижения Беларуси в рейтинге правительству следует уделить пристальное внимание таким индикаторам состояния бизнес-климата, как кредитование, защита инвесторов, налогообложение, международная торговля.

К примеру, для улучшения рейтинга по показателю "налогообложение" необходимо рассмотреть возможность уменьшения количества налогов, сборов и иных платежей. Необходимо вести речь о снижении социальных налогов и отчислений, расширении практики электронного декларирования.

Кроме того, следует заняться созданием таких институтов, как кредитные бюро, гарантийные фонды, облегчающие доступ субъектов хозяйствования к кредитам, а также развитием конкуренции на рынке банковских услуг.

В нормативно-правовой сфере потребуются изменения, направленные на защиту прав миноритарных акционеров и защиту прав акционеров от действий руководства обществ.

Необходимо также реализовать комплекс мер в сфере международной торговли. Речь идет о признании в Беларуси сертификатов, выданных признанными в международной торговле органами сертификации других стран, упрощении правил подтверждения происхождения товаров и т. д.

Вместе с тем, как отмечалось в ходе дискуссии на конференции, даже оказавшись в заветной тридцатке рейтинга, не стоит рассчитывать, что в Беларусь "толпами пойдут инвесторы и понесут деньги в белорусскую экономику". Серьезные инвесторы будут использовать другие рейтинги и инструменты для оценки рисков и инвестиционной привлекательности бизнес-среды.

Но, как констатировали эксперты, видимо, и сама методология оценок Doing Business Report нуждается в доработке, коль скоро страна, оставаясь, по сути, страной с социалистически-смешанной экономикой, может попасть в тридцатку или двадцатку стран с наилучшими условиями ведения бизнеса.

"Надо знать предел инструмента и не заблуждаться. Суть этих индикаторов в том, чтобы с точки зрения частного бизнеса снизить барьеры и издержки в ведении бизнеса", - подчеркнул руководитель авторского коллектива доклада, постоянный представитель Всемирного банка в Беларуси Иван Велев, отвечая на вопросы участников дискуссии.

Участники дискуссии были солидарны в том, что создание в Беларуси действительно свободной рыночной экономики потребует фундаментальных реформ и пересмотра подходов государства к управлению экономикой и отношениям с частным бизнесом. А это вряд ли возможно, пока государство будет оставаться собственником большинства предприятий.
←Венгерский правый курс

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика