Минобразования готовит новую концепцию подачи истории: Украина - страна разных народов
Министр образования и науки Дмитрий Табачник сообщил, что его ведомство рассмотрит новую концепцию преподавания истории Украины в школах. Она базируется на антропоцентрическом подходе - изучении истории с позиции личности, а не определенной этнической группы, пишет Коммерсантъ-Украина.
"Такая подача материала сделает учебник неконфликтным и гуманным. Вранья в истории больше не будет!" - заявил Табачник. При этом министр считает, что в учебниках по истории нельзя заменять термин Великая Отечественная война на Вторая мировая война, а определение День Победы - на окончание войны.
Как отмечает издание, это не первая попытка изменить концепцию преподавания истории в школах. В прошлом году Минобразования одобрило школьную программу по истории, где главными акцентами являлись Голодомор 1932-1933 годов, массовые репрессии коммунистической власти в 1920-1950-х годах, деятельность Организации украинских националистов и Украинской повстанческой армии (ОУН-УПА) и противостояние диссидентского движения коммунистическому режиму.
В распоряжении Ъ оказался проект концепции, о которой сообщил Табачник. Согласно документу, школьники должны научиться воспринимать Украину как территорию, где проживают представители разных этнических групп и религий. Авторы проекта, среди которых – заведующая кафедрой истории Национального университета Киево-Могилянская академия Наталья Яковенко, полагают, что при освещении войн, межэтнических конфликтов и политических событий в учебнике должен сохраняться корректный и нейтральный стиль изложения.
По мнению Яковенко, антропоцентрический подход исключает конфликтные вопросы, связанные с этническими территориями и формированием государства. "Сейчас учебники по истории Украины представляют собой гремучую смесь из национальной и советской истории, где факты рассматриваются через призму конфликта, главное действующее лицо - государство, а главный принцип - кто не с нами, тот против нас'", - заявила историк. При этом Наталья Яковенко отметила, что представители Минобразования пока не обращались к ней по поводу использования этих наработок в школьных программах.
В свою очередь эксперты по-разному комментируют новую концепцию преподавания истории. Так, академик Национальной академии наук Петр Толочко поддерживает ее. По его словам, преподавая историю, необходимо формировать положительный имидж украинцев. "Сейчас украинцы представлены в учебниках как народ, который постоянно унижали и притесняли. Но были ведь не только трагедии, но и достижения. Все явления, которые раскалывают общество,– голодомор, деятельность ОУН-УПА – надо освещать адекватно и не политизировать!" - сказал Толочко.
С ним не согласен проректор, заведующий кафедрой новейшей истории Запорожского национального университета профессор Федор Турченко, который является автором учебника Новейшая история Украины для 10-го класса. Он уверен, что исторические события необходимо преподносить школьникам "с точки зрения жесткой государственной идеологии и патриотизма". "Нейтральная точка зрения - это подыгрывание новой власти. Нам нельзя подавать историю с нейтральной точки зрения. На первом плане должны быть акценты украинской национальной истории!" - заявил Турченко.
Как сообщалось, ранее Дмитрий Табачник Табачник