БЕСПОЩАДНОЕ МИЛОСЕРДИЕ

Источник материала:  
01.04.2010 — Новости Мира

Тема смертной казни в нашей стране — долгоиграющая. Она звучит годами и даже десятилетиями. Но, что интересно, звучит не надоедливым зависанием на некоей одной ноте, а страстными, живыми вариациями главной темы: «Казнить нельзя помиловать». Знаменитое дело витебского маньяка внесло в эту мелодию одни нюансы, сближение с Европой нового белорусского государства, вырвавшегося из-за пресловутого железного занавеса, — другие. Реалии конца первого десятилетия XXI века, эпохи декларируемого торжества гуманизма и применения на практике двойных, а то и тройных стандартов этой самой «человечности» обогатили нас новым пониманием этой темы. Согласитесь, парадоксально выглядит ситуация, когда критерием «цивилизованности» общества становится не отношение к старикам, детям, инвалидам или к добропорядочным работающим гражданам, в конце концов, а к нелюдям, так откровенно наплевавшим на людские и государственные законы, что заслужили за это самое суровое наказание.
А на войне как на войне
Как ни печально, но лучше люди отчего-то не становятся. И знаменитые десять заповедей, несмотря на длинные очереди к храмам в дни церковных праздников, зачастую так и остаются надписями на скрижалях, а не постулатами душевных порывов. Потому и приходится обществу защищать себя от нарушителей закона. Наказание за преступление должно быть необратимым. Это главный принцип правосудия, поддерживаемый во всем мире. И второй момент — наказание должно соответствовать тяжести содеянного.
Сегодня в Беларуси сохраняется смертная казнь, но говорить о какой-то особой кровожадности нашего законодательства не стоит. Во-первых, Конституцией нашей страны смертная казнь за отдельные преступления определена как временная мера. Во-вторых, список преступлений, за которые судом может быть назначена смертная казнь как исключительная мера наказания, ограничен 14 статьями Уголовного кодекса, из которых 2 применяются только в военное время. Смертью у нас не наказывается ни одно экономическое преступление, и практически все смертные приговоры, вынесенные белорусскими судами, были за «умышленное лишение жизни при отягчающих обстоятельствах».
Заметим еще, что законодательством предусмотрена процедура помилования преступника, позволяющая заменить смертную казнь менее суровым, не ставящим последнюю точку, наказанием.
Именно на этой последней точке, кстати, часто делают упор те, кто выступает за отмену смертной казни. Мол, смерть необратима и неисправима, поэтому и прибегать к ее помощи для наказания преступника некорректно. Христианские традиции, как неоднократно подтверждали представители и православной, и католической конфессий, также рекомендуют оставить Богу Божье — Он жизнь дал, пусть и возьмет. Но, заметим, одновременно священники подчеркивают: наказание смертью — дело светских властей. Если власть видит, что иным способом защитить общество нельзя, она имеет право применять любые методы.
По сути, все споры вокруг существования смертной казни — это споры по вопросу степени защиты общества. И здесь позиции противников смертной казни ослабевают.
Дело в том, что к смерти никогда не приговорят человека, нарушившего закон неумышленно, случайно или по неосторожности. Может быть, кто-то из нелюдей совершил зверское убийство по незнанию? Просто никогда не слышал о том, что убивать других — преступление? Не знал, что кромсать тело ножом или пробивать череп монтировкой — нехорошо? Нет, на зверства, достойные покарания смертью, преступники идут сознательно и безжалостно. Не задумываясь ни на секунду ни о милосердии, ни о прощении, ни о святости жизни. Ради собственных прихотей, ради денег они могут, не задумываясь, оборвать жизнь молодой девушки в обменном пункте или хладнокровно прирезать несколько старушек.
Помиловать? Помиловать можно врага, сложившего оружие. Помиловать можно идейного противника, убедившегося в своей неправоте. Миловать на уголовном поле Беларуси (имеются в виду, безусловно, особо тяжкие преступления) пока некого. И именно этим объясняются результаты недавнего социологического исследования, проведенного Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Беларуси. Его данные показали, что 79,5% граждан республики не поддерживают исключение смертной казни из перечня наказаний за совершение особо тяжких преступлений. Еще 7% считают, что высшую меру наказания необходимо сохранить, но можно при необходимости наложить на нее мораторий. За отмену высшей меры наказания выступает только 4,5% населения страны.
В общем, на войне как на войне…
Исключительная мера
Смертная казнь, кроме Беларуси, сегодня сохраняется как исключительная мера наказания в законодательствах США, Японии, Китая и еще 55 стран мира.
И виды ее даже в наши дни довольно разнообразны.
Преступников могут посадить на электрический стул (как это делается в некоторых штатах США), расстрелять (в Китае, Вьетнаме, на Тайване, во многих других странах, включая Республику Беларусь), повесить (этот способ практикуют в Египте, Иране, Японии, Иордании, Пакистане, Ираке и др.), вколоть ему смертельную инъекцию (США, Китай, Гватемала, Таиланд). Кроме того, в Сомали преступника могут заколоть ножом, в Афганистане и Иране — забить камнями, а в Саудовской Аравии — отсечь ему голову.
Да, Европа отказалась от наказания смертью. Но, с другой стороны, с 1965 года более 50 государств мира расширили перечень преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь.
Смертная казнь восстановлена в двух штатах США. Значительно расширилась сфера ее применения в Китае, Иране, Корее, Саудовской Аравии. В мире 21 страна ввела это наказание за преступления, угрожающие безопасности государства (шпионаж, предательство, контрреволюционная или революционная деятельность). 13 государств ввели смертную казнь за различные преступления, связанные с терроризмом, в том числе за угон самолетов, если это привело к гибели людей, и за убийство заложников. 21 государство установило смертную казнь за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, 13 стран ввели высшую меру наказания за экономические и насильственные преступления, хищение государственных средств, нападение на сотрудников таможни, вооруженное ограбление. В ряде стран Востока установлена смертная казнь за прелюбодеяние, изнасилование, гомосексуализм и даже за половую связь между немусульманином и мусульманкой. В июне 1996 года Ливия распространила смертную казнь на такие правонарушения, как потребление наркотиков и алкоголя и незаконные операции с иностранной валютой. В марте 1997 года Пакистан ввел смертную казнь за групповое изнасилование.
И еще. Упрекая Беларусь в том, что у нас до сих пор существует смертная казнь, не стоит забывать, что та же Франция официально отменила смертную казнь лишь в… 2007 году!
Напомним, что последняя публичная казнь путем отсечения головы состоялась в Версале 17 июня 1939 года. Народ взволновался, пресса устроила скандал, и с тех пор гильотины работали только в тюремных дворах, без свидетелей. А последняя голова во Франции скатилась с эшафота 10 сентября 1977 года, во времена правления Жискара д’Эстена. И лишь в 1981 году Франсуа Миттеран ввел мораторий на смертную казнь, а конституционный запрет на этот вид наказания Франция ввела лишь три года назад…
В Испании средневековая мучительная казнь гаротта просуществовала аж до семидесятых годов прошлого века. На шее жертвы медленно затягивалась удавка, которая в XX веке, в эру технического прогресса, сменилась металлическим обручем. Король Хуан Карлос I отменил смертную казнь в 1975 году — это было одним из первых его распоряжений при вступлении на престол.
Газовая камера, применяемая до сих пор как способ казни в некоторых штатах США, была введена в 1924 году — раньше, чем в Германии.
В Китае при Мао Цзэдуне часто секли головы, при старых императорах любили «смерть от тысячи порезов» и казнь посредством проращивания сквозь тело жертвы побегов бамбука. Теперь китайцы предпочитают тривиальный расстрел.
В общем, выстрел в затылок, который практиковался в СССР и по традиции достался в наследство системе исполнения наказаний постсоветских республик, в том числе и Республике Беларусь, на этом фоне выглядит способом вполне, если можно так выразиться, цивилизованным.
Безусловно, мотив смертной казни, уже с новыми вариациями, еще обязательно и не один раз прозвучит в нашем обществе. Таковы законы жанра. Возможно, мы все станем со временем гуманнее. Возможно, когда-то общество сумеет поверить в возможность исправления преступника, сознательно идущего на убийство. Возможно, государство найдет решение в эксперименте по ограничению применения этого вида наказания. И наше милосердие, можно предположить, когда-нибудь не будет столь беспощадным.
Останется ли смерть в качестве наказания? Жизнь покажет…

Максим НИКОЛАЕВ
←Оборотень с поясом шахида. Вслед за московским метро — дагестанский Кизляр

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика