Трагедия в Желтом море
Возле границы с КНДР затонул южнокорейский военный корабль.
Сейчас все внимание Южной Кореи приковано к одному небольшому острову в Желтом море, воды возле которого, к сожалению, уже обречены стать местом крупной трагедии, унесшей десятки жизни военных моряков.
Инцидент произошел поздно вечером в пятницу 26 марта примерно в двух километрах к юго-западу от побережья острова Пэннёндо. На выполнявшем патрульную миссию между сторожевом корабле ВМС Южной Кореи "Чхонан" со 104 членами экипажа на борту в 21 час 45 минут по местному времени в задней части днища по неустановленным пока причинам произошел взрыв. Моментально выключился двигатель, прекратилось энергоснабжение всех систем, корабль накренился и начал быстро тонуть. Часть членов экипажа, включая командира корабля, выпрыгнули за борт. Примерно через три часа после получения повреждения "Чхонан" затонул, расколовшись при этом на две части.
О происшествии стало немедленно известно в министерстве обороны и правительстве Южной Кореи, причем, как выяснилось, капитан сообщил об инциденте при помощи личного мобильного телефона. Президент страны Ли Мен Бак дал указание мобилизовать все силы на спасение жизней моряков, была сформирован специальный комитет по спасению. К месту трагедии быстро прибыли восемь кораблей ВМС и Службы береговой охраны, несколько рыболовецких судов и два спасательных вертолета. В результате спасти удалось 58 моряков, остальные 46 до сих пор числятся пропавшими без вести.
Известие об этом происшествии, которое, как считают специалисты, уже точно не обойдется без человеческих жертв, произвело эффект разорвавшейся бомбы в Южной Корее, заставив всех не отходить от экранов телевизоров, ведущих непрерывную трансляцию с острова Пэннёндо и окружающих его вод.
Учитывая, что район, где вел патрулирование "Чхонан", является потенциально взрывоопасным, так как на него претендует и находящаяся совсем близко к острову Северная Корея, военные Юга с повышенным вниманием стали следить за КНДР. Однако, не обнаружив никаких подозрительных признаков, все силы были брошены на поисково-спасательные работы. В район затопления корабля стянут весь цвет южнокорейского военного флота и сил береговой охраны. Там постоянно дежурят по семь-восемь спасательных и военных судов. Для оказания помощи прибыл флагманский корабль 2-й флотилии ВМС Южной Кореи "Кванъян", в пути находится и крупнейший южнокорейский военный вертолетоносец "Токто" водоизмещением 14 тысяч тонн. По просьбе Сеула на помощь придут и американцы, которые направили свой фрегат с группой водолазов.
Несмотря на все усилия, спасенных пока нет, не было найдено также и тел погибших. Представитель министерства обороны сообщил лишь об обнаруженных спасательных жилетах, шлемах и двух пустых резиновых лодках. Работы затрудняются тем, что в районе очень сильны подводные течения. Тот же "Чхонан" за три часа, пока он тонул, отнесло более чем на семь километров от места инцидента. Поэтому водолазам удаается работать по три-четыре минуты. В результате удалось установить буй, который указывает точно место гибели корабля.
Судя по сообщениям СМИ, родственники моряков, которые служили на корабле "Чхонан", близки к истерике. Они прибыли на остров и силой прорвались сквозь охрану военно-морской базы, устроив даже потасовку с солдатами. Высокопоставленные сотрудники министерства обороны, включая министра и начальника Генштаба вооруженных сил лично успокаивали родных и близких. Как стало известно, чтобы гарантировать полную "прозрачность" спасательной операции министр обороны Южной Кореи Ким Тхэ Ен сообщил представителю родственников пропавших без вести моряков номер своего личного мобильного телефона, а также выделил вертолет, чтобы те смогли лично проверять, как идут работы по спасению.
Эксперты же дают неутешительные прогнозы, все громче начиная говорить, что именно крупной трагедии не избежать. Дело в том, что в достаточно холодной воде Желтого моря человек сможет продержаться не более трех часов, после чего наступает смерть от переохлаждения. Таким образом выжившие могут находиться лишь в изолированных помещениях лежащего на глубине 25 метров корабля. Специалисты уже подсчитали, что, учитывая особенности "Чхонана", график несения вахт моряков, в живых пока может быть 21 человек. Да и те смогут продержаться лишь до позднего вечера понедельника, после чего закончится кислород. Тем не менее даже эта новость, что шансы на спасение хоть у кого-то есть, значительно успокоила родственников моряков. Слухи же о том, что кто-то из родных смог связаться с запертыми под толщей воды моряками по мобильному телефону, не подтвердились.
Естественно, что параллельно с перипетиями спасательной операции другим важным вопросом являются причины катастрофы. Сразу было выдвинуто несколько версий, причем многие СМИ стали активно муссировать "северокорейский след". Данный район уже неоднократно становился местом сражений между кораблями Юга и Севера, что приводило к жертвам с обеих сторон, а потому взоры обратились в сторону КНДР. Поначалу была выдвинута гипотеза, что "Чхонан" подвергся атаке со стороны северокорейского торпедного катера, тем более, что пока он тонул, другой корабль ВМС Южной Кореи "Сокчхо" обнаружил на экране радаров подозрительную цель и пять минут вел предупредительный огонь из пушек. Однако выяснилось, что переполох устроила большая стая птиц, а торпедному катеру из КНДР проскочить незамеченным в этот район, напичканный южнокорейскими боевыми кораблями и самыми современными средствами слежения просто нереально.
Сейчас военные эксперты пытаются ответить на ключевой вопрос, который сразу сузит спектр возможных версий происшедшего - был ли взрыв изнутри или снаружи. По поводу "внешних" вариантов выдвинуты следующие гипотезы: контакт с блуждающей морской миной, которая могла приплыть как со стороны Севера, так и Юга, столкновение с подводной скалой и диверсия. Возможные "внутренние варианты" ограничиваются детонацией боезапаса корабля. Спасшиеся моряки, по словам их родных, говорили также о том, что затонувший корабль давно надо было ремонтировать.