КОГДА БЫВАЕТ НЕ ДО ШУТОК
25.02.2010
—
Новости Мира
Всем известно выражение: «В каждой шутке есть доля шутки». Очевидно, предполагается, что все остальное — сущая правда! Ну а если пойти от обратного? Что же тогда получится: в каждой правде… есть доля правды? А остальное, значит, только шутка?
Не знаю, насколько уместен подобный силлогизм в обычной жизни, но вот в политике он, пожалуй, работает, причем весьма успешно. Скажите, сколько раз вы встречали политиков, слушали их проникновенную речь, вглядывались в их искренние глаза, наконец, и сами проникались важностью того, что они говорили, но как только поток слов умолкал, сам собою возникал вопрос: «Это что же, шутка такая?!». Или, наоборот, какой-нибудь публичный политик всем своим видом показывает вам, что он шутит, даже пытается развеселить вас, но у вас мороз по коже, а на языке вертится: «Неужели это правда?!».
Чтобы разобраться, наконец, в подобных хитросплетениях публичной политики, должен сразу сказать: в политике очень часто совсем неважно, что говорится, гораздо важнее, как говорится. А еще важнее — в каком виде. Вот почти буквально яркий пример. Помните, Юлия Тимошенко всю свою предвыборную кампанию провела исключительно в белых платьях? И хотя во время предвыборной гонки она упорно твердила о готовящихся фальсификациях, то есть вроде бы о том, будто она не верит, что выборы состоятся вообще, белоснежный цвет ее одежд, точно у невесты, говорил: «Выберите меня, пожалуйста!». Да-да, ей на самом деле очень хотелось стать президентом. Об этом свидетельствует хотя бы то, что она с не меньшим упорством, чем «до того», продолжала говорить и «после» все о тех же фальсификациях. Так бывает с обманутыми невестами! Они долго не могут смириться с постигшей их неудачей. У Юлии на это ушло ровно две недели. Но вот верила ли она сама, а значит, и мы с вами должны ли были поверить в то, что она утверждала? Тут язык цвета гласит однозначно: нет, не верила. Помните, когда она пришла в Высший арбитражный суд Украины, где пыталась оспорить решение Центризбиркома о признании результатов выборов и о победе Виктора Януковича, во что она была одета? Вот именно: впервые за всю свою политическую карьеру — в черное! Комментарии, как говорится, излишни…
Впрочем, у политиков высшего «пилотажа», у настоящих асов, до которых Юлия Владимировна, склонная к театральным эффектам, еще должна дорасти, у тех, наоборот, по внешнему виду как раз ничего и не поймешь. Таков был, например, почти бессменный министр иностранных дел СССР наш земляк Андрей Андреевич Громыко. Вообще, Андрей Андреевич обладал всем арсеналом настоящего дипломата и политика и не стеснялся его применять. Правда, далеко не все об этом догадывались. Например, великолепно зная английский язык, он выслушивал очередного своего американца-визави на переговорах, делая вид, будто вовсе не понимает произносимых слов и терпеливо дожидается, когда вступит в дело штатный переводчик. Таким образом, он выигрывал драгоценные секунды на обдумывание своего ответа. Казалось бы, что тут трудного? А между тем нет ничего сложнее, чем разыгрывать непонимающего, если ты все понимаешь, когда с тобой говорят глаза в глаза.
Никто не упрекает политиков в неискренности, когда они общаются с такими же политиками, как сами: что ж — на войне как на войне. Но всякие «игры» должны иметь свои пределы. Того же Громыко прозвали на Западе «Мистер Нет», в первую очередь потому, что в нужный момент он умел-таки высказаться со всей определенностью и четкостью. А что говорить о политиках, от которых не дождешься ни «да», ни «нет», сколько их ни прижимай или ни проси? Или меняющих свое мнение, как перчатки. Вот, например, Барак Обама обращается со своим словом буквально по-царски. Или по принципу: «Я хозяин своего слова: захотел — дал, захотел — взял обратно». Не далее как в прошлом году США и КНР договорились о правилах своих взаимоотношений. Одно из них гласит: ни в коем случае не вмешиваться во внутренние дела друг друга и не создавать угроз одной из сторон. Вроде все понятно: у Штатов и Китая гигантский товарооборот, их экономики зависят друг от друга. К тому же Китай лишь на прошлой неделе отдал пальму первенства Японии как крупнейший держатель долговых обязательств американского правительства. Стало быть, американцы должны быть очень осторожны и предупредительны по отношению к Поднебесной. Но вдруг все происходит с точностью до наоборот. Сначала Обама дает санкцию на продажу крупной партии новейших американских вооружений Тайваню, с которым у большого Китая, мягко говоря, затяжной территориальный конфликт. А затем, почти без паузы, и сам Обама встречается с главным китайским сепаратистом Далай-ламой, и опять на кону вопрос территориальной целостности. Естественно, не Америки, а Китая, который и представить себя не может без Тибета. И требует исключить Далай-ламу из круга общения официальных лиц всего мира, а уж тем более не желает такого собеседника хозяину Белого дома.
Что же получается? Несмотря на тысяча первое китайское предупреждение, прозвучавшее буквально накануне встречи двух лауреатов Нобелевской премии мира, вашингтонская администрация решила подразнить Китай? Но с какой стати? Неужели лавры миротворца оказались американскому президенту тяжелы?
Думается, тяжелыми для него оказались, в первую очередь, последствия экономического кризиса. Ни для кого не секрет, что выходят из стагнации Штаты с помощью девальвации своей национальной валюты: низкий курс доллара делает дешевым американский экспорт, а значит, американские товары покупают за рубежом, и чужая, более крепкая валюта, как здоровая кровь, вливается в экономику США. В спорте это называется допингом. Но вот на мировом рынке развернуться в полной мере американцам мешают опять же китайцы — они играют в ту же игру на понижение юаня. В общем, два гиганта не поделили донорскую экономическую кровь! И поскольку Китай не поддается на увещевания, а чисто финансовых средств повлиять на ситуацию у американцев сейчас не хватает, значит, впору попугать Китай военной угрозой. Или тем, что спровоцируют в Поднебесной внутренний сепаратизм. Словом, любые средства хороши, ибо там, где сталкиваются экономические интересы, даже политикам не до шуток! Правда, и тогда они все равно не говорят правду…
Вадим Елфимов