НЕ ЧЕШИТЕ ГОНДУРАС, ПАНОВЕ!
— А ты его не чеши!
Случилось это накануне чемпионата мира по футболу 1970 года. Сборные обоих государств боролись за выход в его финальную часть. Обе команды выиграли свои домашние матчи, и был назначен третий. Эмоции накалились до предела. Некая гражданка Сальвадора застрелилась, заявив, что не может пережить такого позора своей страны. В Сальвадоре были избиты гондурасские футболисты и болельщики, сжигались гондурасские флаги; по Гондурасу прокатилась ответная волна нападений на сальвадорцев, включая избиение двух вице-консулов. Неустановленное количество сальвадорцев погибло или было ранено в результате нападений, десятки тысяч представителей сальвадорского меньшинства бежали из страны, в прессе обеих стран поднялась настоящая истерия. 27 июня 1969 года, сразу после поражения в третьем матче, Гондурас разорвал дипломатические отношения с Сальвадором, вооруженные силы которого начали боевые действия. В конфликте погибло около 2000 человек, в основном мирные жители. Обеим экономикам был нанесен серьезный ущерб. Активные военные действия продолжались всего четыре дня, однако мирный договор между двумя странами был заключен лишь десять лет спустя.
Война из-за нескольких мячей, попавших в ворота футбольной сборной... Каково, а? Можно, конечно, списать этот инцидент на своеобразный менталитет горячих латиноамериканцев, но, оказывается, не менее темпераментные парни проживают не только в Центральной Америке, но и по соседству с нами. Судите сами.
Польша отозвала из Минска своего посла и вручила гневную ноту нашему, составила черные списки белорусских должностных лиц, которым запрещено посещать Польшу, потребовала от Евросоюза ввести против Беларуси экономические санкции. Вдобавок ко всему власти Беларуси были обвинены в грубом попрании прав польского национального меньшинства в нашей стране.
С чего бы это вдруг польская дипломатия начала на нашу страну, говоря языком не лучших представителей общества, басом лаять? Нет, футбол в данном случае здесь ни при чем. Дипломатический скандал был вызван тем, что руководство одной из действующих в нашей стране общественных организаций... раскололось и не может решить, кто из них имеет больше прав пользоваться офисным помещением.
Не верите? А зря!
Дело в том, что общественная организация называется Союзом поляков на Беларуси. Существует этот союз с 1990 года. За полтора десятка лет существования организации ее руководители, как это часто бывает, перегрызлись друг с другом, и в 2005 году произошел раскол. В марте 2005 года на очередном собрании Союза поляков на Беларуси председателем организации была избрана Анжелика Борис.
Минюст страны полномочий собрания не признал, и было проведено повторное собрание, избравшее другое руководство. Сторонники А. Борис с таким поворотом категорически не согласились, и союз фактически стал двуглавым. Организация — одна, а руководящих органов и руководителей — два. Причем одну из голов официально признал наш Минюст, а вторую начало демонстративно поддерживать руководство Польши.
Грызня в двуглавом союзе, между прочим, продолжалась, и в конце концов дело дошло до раздела собственности. Последним камнем преткновения стал Ивенецкий дом поляков, который непризнанное руководство союза попыталось прибрать к рукам. Cуд претензии самозванцев не признал, что их в чувство не привело. В результате очередная сходка в спорном офисе была пресечена силами правопорядка, что вызвало воистину латиноамериканскую истерику на берегах Вислы.
И, действительно, кто позволил польскому руководству переносить практически бытовой конфликт в одной из общественных организаций суверенной Беларуси на межгосударственный и даже общеевропейский уровень? Почему пятая графа в паспорте Анжелики Борис оказалась важнее ее гражданства? Почему Варшава ставит под сомнение решения белорусских судов? Короче, прогнило что-то в польском королевстве!
Впрочем, обвинять поляков в латинизме не стоит. Во всемирной сети Интернет я обнаружил иную версию того, что произошло в белорусско-польских отношениях.
Президент Польши запустил «белорусский проект» против Сикорского, утверждает обозреватель российского агентства REGNUM Мириам Лемкин. Консприрологи из прокремлевского агентства обвиняют в преследовании поляков в Беларуси Варшаву.
Эскалация ситуации в отношениях между Польшей и Беларусью, которую многие эксперты уже успели назвать «дипломатическим скандалом», может оказаться хорошо спланированным предвыборным проектом польского президента Леха Качиньского.
Шансы Качиньского возглавить страну еще на пять лет с каждым днем уменьшались даже вопреки тому, что главный его оппонент премьер-министр Дональд Туск отказался от президентской гонки. Согласно социологическим опросам, Качиньский уже сейчас проигрывает практически всем возможным кандидатам от партии Туска «Гражданская платформа», в том числе и главе МИД Радославу Сикорскому. Антипатия президента к правительству Туска, и, в частности, к Сикорскому, настолько сильна, что зачастую президент предпринимал действия, которые, мягко говоря, можно было назвать алогичными.
Ситуацию в Беларуси, сложившуюся вокруг деятельности непризнанного Минском Союза поляков на Беларуси, окружение президента и члены партии «Право и справедливость» (ПиС), лидером которой является его брат-близнец Ярослав Качиньский, уже называют провалом «двухлетней политики Сикорского».
ПиСовцы не комментировали ситуацию, не предлагали искать пути решения, а, подождав, когда ситуация накалится до предела, начали требовать ужесточения политики в отношении Минска. Они обратилась к министру иностранных дел с требованием отменить визит главы МИД Беларуси Сергея Мартынова в Варшаву, чего, однако, не было сделано. Польский МИД сперва не комментировал этот призыв, а потом лично Сикорский заявил, что не намерен придерживаться такой политики. С Беларусью нужно разговаривать, уверен Сикорский.
Было время, когда Радослав Сикорский хотел положить конец спору о Союзе поляков на Беларуси, возглавляемого Анжеликой Борис. План Сикорского заключался в том, чтобы «отодвинуть в тень» Борис, которая чаще выступает в качестве «оппозиционерки», нежели руководителя одной из двух польских общин. Однако под давлением СМИ, подпитываемых пропрезидентскими настроениями, премьер-министр Польши торпедировал инициативу министра. А жаль!
Напомню, что, пробившись в финальную часть чемпионата мира, сальвадорские футболисты всухую проиграли все матчи и с позором возвратились на родину, где вскоре вспыхнула кровопролитная гражданская война.
Напоминаю об этом и хочу посоветовать господам с берегов Вислы: «Не чешите Гондурас, панове! Себе дороже будет!»