Страна, которая выбирает
Результаты, полученные Януковичем и Тимошенко в обоих турах выборов, зафиксировали главное – сохранение в Украине реальной политической конкуренции.
А значит, оранжевая революция 2004 года, тогдашняя победа демократических принципов над номенклатурным сговором не была ни случайной, ни напрасной.
Россияне получили того президента Украины, о котором мечтали. Если исходить из данных проведенного за неделю до второго тура украинских выборов опроса ВЦИОМ, 52% граждан России считали, что национальным интересам России Виктор Янукович соответствует почти в 5 раз больше, чем второй кандидат Юлия Тимошенко (ее хотели бы видеть главой соседней республики 11% россиян).
Мнение же граждан Украины, весьма активно принявших участие во втором туре голосования, о соответствии того или иного кандидата национальным интересам их страны разделились почти поровну. Но, согласно официальным данным ЦИК Украины, по итогам обработки 99,95% бюллетеней перевес в почти миллион голосов (3,47 обеспечил победу Виктору Януковичу.
Эта всего лишь трехпроцентная разница (в первом туре разрыв между кандидатами составлял 10% в пользу Януковича, и соцопросы пророчили такую же разницу и во втором туре), это ощущение ускользнувшей победы, которая была «так близко, так возможна», заставляет Тимошенко продолжать борьбу.
«Факт победы мы признаем лишь в том случае, когда не сможем доказать в судах те нарушения, которые привели к победе Януковича», – заявил народный депутат от фракции БЮТ Андрей Шкиль.
Но спокойная реакция на эти заявления иных участников процесса – ЦИК Украины, сторонников Януковича, граждан и сторонних наблюдателей – говорит о том, что события 2004 года не повторятся. Все может быть. И возможно, суды и найдут, что нарушения при голосовании и в самом деле исказили его результаты (хотя в перспективу этого, похоже, не верит и часть сторонников Тимошенко). Но второго майдана точно не будет.
И не будет его не потому, что украинцы устали от политических потрясений и скандалов, разочаровались в героях оранжевой революции – традиционные объяснения официозных российских комментаторов. И уж, конечно, не потому, что «мировая закулиса», удрученная провалом оранжевых реформ, махнула на Украину рукой и решила на сей раз не вмешиваться в ход событий. А потому, что нынешние выборы, в первом туре которых с оглушительным результатом проиграл действующий президент, а во втором с небольшим, но все же разрывом уступила лидеру оппозиционной партии действующий премьер-министр, по большому счету – следствие все того же оранжевого майдана.
Майдана, так нелюбимого официальной Москвой. И то, что на сей раз победителем стал проигравший 5 лет назад Янукович, является подтверждением того, что тогдашняя победа демократических принципов и процедур над номенклатурным сговором не была ни случайной, ни напрасной. Если не революционным, то вечевым путем, путем прямой демократии, не допустив фальсификаций и манипуляций власти в 2004 году, граждане Украины отстояли свое право самим избирать своего лидера, а не голосовать за очередного сверху спущенного преемника.
Промолчи тогда в 2004 году и украинский народ, и украинские политики, и в 2010 году граждане Украины не выбирали бы президента Януковича на второй срок, а послушно ставили галочки, чтобы оформить не ими принятое решение.
Так, сомнительные российские президентские выборы 1996 года с их коробками из-под ксерокса, газетой «Не дай Бог!» и «голосованием сердцем», покорно «проглоченные» и политической оппозицией, и народом, привели к постепенной деградации избирательного процесса в России. Тогда элита испугалась Зюганова и советского реванша и предпочла помочь Ельцину и молодой демократии, пусть даже и нарушив ее принципы. Спустя всего лишь несколько лет этот самый советский реванш россиян догнал.
Россияне побоялись рискнуть тогда, в 1996 году, доверив выбор народу без всяких манипуляций, подкупов и фальсификаций. И потому сегодня они не выбирают. Они голосуем точно так же, как голосовали в советские времена, так же, как по-прежнему голосуют за тех, на кого начальство укажет, во многих постсоветских республиках – от Азербайджана до Узбекистана.
Украинцы не побоялись и рискнули в 2004-м, рискнули и сейчас. «Ничего, пусть будет Янукович, в следующий раз еще кого-то другого изберем, может, того же Тигипко», – прокомментировал одному из российских телеканалов нынешнее голосование обычный украинский избиратель. И ключевое в этом комментарии – «в следующий раз изберем».
Злые языки в Киеве, называющие украинского премьера «Путиным в юбке», уверяют, что нежелание части отнюдь не симпатизирующего Януковичу электората (в частности, интеллигенции) голосовать за Тимошенко связано именно с боязнью сценария «Юля навсегда».
Это российские избиратели не боятся такой стабильности, при которой у Владимира Путина есть все шансы вернуться в Кремль в 2012 году и править Россией аж до 2024 года. То есть с учетом первых двух сроков и специфики нынешнего дуумвиратного правления побить 18-летний рекорд Леонида Брежнева.
Украинских граждан, дважды прокатывавших на выборах действующих президентов (Леонида Кравчука в 1994-м и Виктора Ющенко в 2010-м) и однажды – преемника (Виктора Януковича в 2004-м), такая стабильность, видимо, не прельщает.
И независимо от того, были ли нарушения в ходе нынешних украинских выборов, в пользу какого из кандидатов нарушался закон, результаты, полученные кандидатами в обоих турах, зафиксировали главное – наличие в стране реальной политической конкуренции.
Конкуренции, даже духа которой не осталось в России.