Пожилой россиянин узнал в Демьянюке охранника концлагеря
08.02.2010 21:33
—
Новости Мира
Джон Демьянюк. Фото AP |
"Я стопроцентно уверен", - говорит он. Охранников было всего несколько сотен, а он более года прожил в страхе перед их капризами, поясняет Вейзен.
"Информация о версии Вейзена стала известна в Европе недавно, и немецкие следователи говорят, что суд сам решит, вызывать ли его в качестве свидетеля", - говорится в статье.
Вейзен и его родственники говорят, что он десятки лет хранил пережитое в секрете. Недавно он перенес инсульт и еле может двигаться. "Однако он четко помнит, как один молодой охранник - Вейзен уверен, что это был Демьянюк - вел в лес группу узников. Куда они шли - рубить дрова? Или для наказания? Или еще с каким-то заданием? Вейзен не знает, но обрывочное воспоминание у него сохранилось", - пишет газета.
Вейзен родился в Польше в еврейской семье, которая затем переехала на территорию нынешней Западной Украины. Он был мобилизован в Советскую армию, служил в пограничных войсках, во время войны попал в плен и был отправлен в лагерь Собибор, где также содержались два его брата. Его родители и сестра были убиты в ходе погромов при наступлении немецких войск на Украине, сообщает газета.
В Собиборе Вейзен провел более года. В октябре 1943 года узники восстали, убили около десятка немецких офицеров и несколько охранников-украинцев. Несколько сотен заключенных бежали в лес. "По словам Вейзена, он присоединился к партизанскому отряду и воевал в лесах Западной Украины, а в итоге пробрался в Россию и вновь вступил в ряды Советской армии", - говорится в статье. Один из его братьев был убит в лагере, другой участвовал в побеге, но был схвачен поляками и замучен до смерти, говорит Вейзен.
Много десятков лет Вейзен скрывал свои мытарства: "в СССР бывших военнопленных часто отправляли в лагеря, подозревая в государственной измене", - поясняет издание. Только 20 лет назад Вейзен начал рассказывать своим родным правду. "Три года назад, когда он описывал на конференции пережитое в годы Холокоста, у него случился первый инсульт", - пишет газета. И все же Вейзен думает о процессе над Демьянюком. "Было столько грязи, столько смерти. А он был ужасный человек", - сказал Вейзен в интервью.