Обама рискует в Афганистане, но иного выхода у него нет
Судя по всему, афганская стратегия Обамы будет определять успех или неудачу его президентства, как это было с провалившейся кампанией его предшественника Джорджа Буша в Ираке. С единственной разницей в том, что не Обама начинал воевать в Афганистане. Задача нынешнего американского лидера - в кратчайшие сроки завершить буксующую операцию в Афганистане, усилив воинский контингент. Еще до 5000 военнослужащих США ожидают на подмогу со стороны союзников в НАТО.
Администрация Обамы, увеличивая контингент в Афганистане, выполняет две цели, считает заместитель директора Института США и Канады Виктор Кременюк. По его словам, во-первых, это решение направлено на то, чтобы укрепить правительство Хамида Карзая, "выстоявшего" на недавних выборах, а во-вторых, "присматривать" за ситуацией в Пакистане, где талибы воюют против правительственных войск.
"Ввести войска в Пакистан американцы не могут, но присматривать за ситуацией там они обязаны", - пояснил Кременюк.
По его мнению, Обама лишь следует настойчивым рекомендациям своего генералитета, собственным обещаниям урегулировать ситуацию в Афганистане и сократить присутствие войск США в Ираке. Вместе с тем Кременюк не видит конкретно обозначенной военной цели, которая стоит перед американскими военными в Афганистане. "Что должно произойти для того, чтобы войска были выведены из Афганистана? Победа над талибами? Уничтожение Усамы бен-Ладена?", - задается вопросом эксперт. Ведь Обама этого не говорил.
С другой стороны, помощь правительству Карзая, которого поддерживает лишь треть населения Афганистана, а некоторые настроены против него откровенно враждебно, может оказать медвежью услугу администрации США. Ведь американским войскам придется воевать и погибать тем, где большинство населения против этой войны.
Директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин считает решение Обамы об увеличении численности войск в Афганистане "правильным, хотя и запоздалым".
"Группировку надо было увеличивать раньше, поскольку до сих пор американцам приходилось действовать в режиме пожарной команды", - сказал РИА Новости Шаравин. Увеличение численности войск затягивали, чтобы получить поддержку НАТО, а там решения принимаются сложно и медленно, время было упущено.
Эксперт считает, что одна из причин неудач в Афганистане бывшего СССР, войска которого находились там в 1979-1989 годах, состояла в том, что "туда был введен лишь ограниченный контингент и увеличивать его численность боялись по политическим причинам".
"С большей численностью СССР смог бы контролировать все населенные пункты, а так военным приходилось действовать на разрыв", - сказал Шаравин.
Но помимо военных операций, считает он, для нормализации жизни в Афганистане Карзаю и США необходимо сотрудничать с региональными лидерами этой страны, добиться, чтобы в ее правительство были включены авторитетные фигуры, в том числе от оппозиции.
Теперь вопрос о деньгах. Барак Обама обещает выделить на увеличение численности войск в Афганистане до 30 миллиардов долларов в ближайший финансовый год. Напрашивается вопрос, а не лучше было бы отдать эти колоссальные средства как раз напрямую на восстановление мирной жизни, борьбу с бедностью афганцев, которая и становится почвой для терроризма.
"Это невозможно, так как высокий уровень коррупции не позволяет оказывать помощь", - считает Шаравин.
Иными словами, где гарантии, что все эти миллиарды не будут расхищены и не попадут в руки террористов, действующих в Афганистане? Плюс несовершенство самого механизма оказания международной помощи в стране с таким уровнем рисков. Не секрет, что до 75% оказываемой Афганистану помощи, и на это сетовало его правительство, уходит на обслуживание самой этой помощи, то есть потребляется организациями, которые ее оказывают. Получается, что с каждого миллиона долларов афганцы получают только 250 тысяч. Пока идет война, на большее рассчитывать, видимо, не приходится.
Итак, численность иностранных войск в Афганистане превысит 100 тысяч, это примерно столько же, сколько было у СССР. "Но это все равно недостаточно для обеспечения там стабильности", - считает эксперт по Афганистану, старший сотрудник Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Александр Умнов. По его словам, вывод войск США начиная с 2011 года кажется нереальным, поскольку сам Карзай говорит, что иностранный контингент в его стране понадобится в течение как минимум пяти лет, и вряд ли американцам удастся успешно выполнить свою задачу, тем более, как было сказано выше, что ее четко никто не определил.
Россия считает себя союзником США и НАТО в борьбе против терроризма и наркоугрозы в Афганистане, но насколько далеко может зайти это сотрудничество? По мнению российских экспертов, Москва уже делает все максимально возможное, чтобы помочь антитеррористическим операциям, прежде всего предоставляя тыловое обеспечение - транзит военных и невоенных грузов стран НАТО, задействованных в Афганистане. Соглашения о транзите у России действуют с Германией, Франций, Италией, Испанией и США. Россия готовит кадры для афганской армии, сил безопасности и полиции, поставляет вертолеты для эвакуации раненых. Возможны поставки стрелкового оружия, восстановление объектов инфраструктуры на афганской территории.
"Нас просят подумать над экономическим участием в восстановлении Афганистана, но понятно, что без военного успеха, это невозможно", - считает Виктор Кременюк из Института США и Канады.
Иными словами все упирается в исход военных афганских планов Барака Обамы. Ясно, что от него будет зависеть не только выполнение его предвыборных обещаний, но и безопасность во всем регионе. Иначе международные усилия, в том числе с участием России, в борьбе с терроризмом могут оказаться напрасными.
Недавно министр иностранных дел России Сергей Лавров сказал журналистам по итогам поездки в Кабул на инаугурацию Карзая, что США начинают прислушиваться к давним российским предложениям наладить отношения между НАТО и Организацией договора о коллективной безопасности (ОДКБ), прежде всего в рамках борьбы с наркотрафиком в рамках операции "Канал". План действий по борьбе с терроризмом и контрабандой наркотиков принят в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Если скоординировать эти усилия, включая планы НАТО, предложения ШОС, действия ОДКБ и новую стратегию США в Афганистане, то, как полагает российский министр, от них мог бы получиться толк. В противном случае, неудача может постичь не только тех, кто воюет в Афганистане.