МОДЕРНИЗАЦИЯ ПО-КРЕМЛЕВСКИ

Источник материала:  
19.11.2009 — Новости Мира

Современная российская политическая элита переживает настоящий идеологический бум. Высшие руководители государства, а вслед за ними губернаторы, депутаты, мэры выдают на гора бесчисленное множество доктрин, концепций, теорий. Просто какие-то гонки за идеологией! Президент России Дмитрий Медведев провел этой осенью полномасштабный мозговой штурм. В начале сентября он выступил со статьей «Россия, вперед!», а в своем традиционном послании парламенту, озвученном на прошлой неделе, изложил программу действий по реализации своих планов.
Специально обученные эксперты из различных сфер принялись за анализ отдельных пунктов послания. Самые дотошные из них с забавной серьезностью подсчитали, сколько раз Дмитрий Анатольевич употребил слово «экономика», а сколько и по какому поводу вспомнил правительство. Более того, они сравнили эту арифметику с прошлогодней!
На самом деле суть обращения главы российского государства предельно проста и понятна. «Вместо прошлой построим настоящую Россию — современную, устремленную в будущее молодую нацию, которая займет достойные позиции в мировом разделении труда», — призывает своих граждан Дмитрий Анатольевич. И главную роль в этом захватывающем процессе, по его мнению, должна сыграть модернизация. А к этой центральной мысли добавляется, естественно, детализация задач. Ну и еще сетование на тяжелое прошлое и констатация не очень радужного настоящего. То есть все, что свойственно любому руководителю, принявшему свою должность всего-то полтора года назад.
Итак, модернизация. Слово это не новое в российском политическом словаре. Попытки перевести страну на современные рельсы, придать ей ускорение, перенять передовой зарубежный опыт предпринимались неоднократно. Даже крещение Руси великим князем Владимиром в 988 г. можно воспринимать как некое проявление модернизации. Вероятно, для кого-то прозвучит странно, но Иван Грозный тоже был модернизатором. Вполне серьезно. После венчания на царство в 1547 г. он составил новое правительство, получившее название «Избранная рада», которая просуществовала до 1560 г. Это было одно из самых эффективных и деятельных правительств в истории России. Упорядочение законодательства, созыв первого Земского собора, реформа местного управления, начало книгопечатания, учреждение стрелецкого войска, присоединение Казани и Астрахани, успешное начало Ливонской войны — результаты деятельности «Избранной рады». Правда, в скором времени царь охладел к модернизации и учредил опричнину. Что было потом? Посмотрите фильм «Царь» Павла Лунгина. И ужаснитесь.
Подумывал о модернизации и тишайший русский царь Алексей Михайлович. Но он больше предпочитал соколиную охоту, усердную молитву и строгий пост. Потому ограничился введением полков «нового строя» по европейскому образцу. А вот его сыну было суждено стать, пожалуй, самым известным модернизатором не только в российской, но и в мировой истории. Речь о Петре I, сумевшем прорубить для России окно в Европу. Нет смысла перечислять все преобразования великого реформатора — для этого не хватит объема газетной статьи. Уникальность опыта Петра состоит не только в масштабе его реформ, но и в том, что он сумел практически все их довести до конца, а также обеспечить преемственность своего курса. Поистине выдающееся достижение! Но стоило оно сотен тысяч жизней. Тогда модернизация действительно проводилась на костях.
Следующим по значению после Петра модернизатором обычно признается Александр II. Он отменил крепостное право и провел еще неисчислимое количество реформ. В частности, при нем была введена всеобщая воинская обязанность.
Были в российской истории модернизаторы и поскромнее. Скажем, Екатерина II или ее внук Александр I. Эти правители делали шаг вперед, а затем два, а то и три-четыре шага назад. В риторике они были совершенные европейцы, а на деле абсолютные и ничем не ограниченные самодержцы.
Предпринимались попытки насильственной модернизации России извне. Наиболее известная — захват власти на Москве Лжедмитрием I в начале XVII века. Окончилась она весьма печально для участников. Лжедмитрия прибили, нацепили скоморошью маску, сожгли, а прах выстрелили из пушки в западную сторону, откуда он и пришел. И вменили ему в вину поначалу не самозванство, а как раз модернизаторские штучки: ходил в европейском платье, ел телятину (на Руси ее не употребляли) и не мылся с женой в бане.
Случались в России периоды, когда любые призывы к новшествам сочли бы крамолой. Имеются в виду времена Николая I и Александра III. Кстати, при Николае Павловиче произошла любопытная история. В 1850 г. из университетского курса была исключена философия. Тогдашний министр народного просвещения Платон Ширинский-Шихматов сказал по этому поводу: «Польза философии не доказана, а вред от нее возможен». Фраза, которую вполне можно применить и к модернизации. Конечно, если вы ее противник.
Принято называть модернизацией и сталинское правление. Непонятно, правда, почему. Возможно, произошла путаница со словами индустриализация и коллективизация — тоже ведь заканчиваются на «ция».
Зато в модернизаторских устремлениях Михаила Горбачева сомневаться не приходится. Финал известен — развал Советского Союза. Борис Ельцин едва не повторил тот же опыт и с Россией.
По какому пути пойдет медведевская модернизация? «В основе моего представления о будущем, — говорит президент России, — глубокая убежденность в необходимости и возможности обретения Россией статуса мировой державы на принципиально новой основе». Этот, да и другие тезисы послания настолько бесспорны, что их даже не стоит пытаться анализировать или пояснять. Важно, как идеи Дмитрия Медведева и его экспертной команды реализуются на практике. А вот это будет зависеть совсем от другого человека. В современной России не важно, какую он занимает должность: премьер-министра, руководителя «Газпрома» или обер-шталмейстера. Само его имя — Владимир Владимирович Путин — приобрело некий особый, почти сакральный, смысл и воспринимается подавляющим большинством россиян и как должность, и как титул, и как призвание.
Досужие политологи, преимущественно из либерального лагеря, поспешили усмотреть в послании президента России очередные намеки на разрыв с путинским наследием. В который уже раз они выдают желаемое за действительное.
Редакция журнала «Forbes» оказалась куда прозорливее. В своем списке самых влиятельных людей мира журналисты этого американского издания поставили Владимира Путина на 3-е место, сразу за Бараком Обамой и Ху Цзиньтао, а Дмитрия Медведева только на 43-е. Это, очевидно, более точно отражает реальную расстановку сил в Кремле. Нет никакого путинского наследия. Есть сильный действующий политик Владимир Путин, правитель России. Но это вовсе не означает, что Дмитрий Медведев играет при нем некую бутафорскую роль. Он участвует в принятии и реализации основных государственных решений. Получается действительно тандем, в котором есть ведущий и ведомый, но оба важны друг другу.
Что думает Владимир Путин и по поводу модернизации и по другим поводам, мы узнаем очень скоро. 21 ноября запланировано его выступление на съезде правящей партии «Единая Россия». И эта речь по своему значению не уступает посланию президента России.
К сожалению, имеется слишком много оснований, чтобы усомниться в успешности нового модернизаторского проекта в России. Ритуалы, внешняя оболочка, подача информации — все это так важно для Кремля. Скажем, во всем мире принято, чтобы главы государств зачитывали свои послания парламенту, собственно говоря, в здании самого парламента. Это такая традиция, знак уважения к депутатскому корпусу, к которому руководитель страны приходит лично. Даже император Николай II, известный нелюбовью к Государственной Думе, обращался к своим депутатам в Таврическом дворце, а не у себя в Зимнем или в Кремле. Дмитрий Анатольевич Медведев второй год подряд выступает перед Федеральным собранием не в Государственной Думе или Совете Федерации, а в пышных кремлевских залах. И это едва ли не исключительный пример в мировой практике. Скорее напоминает времена римского императора Тиберия. Он как-то решил посетить больницы, но угодливое окружение свезло больных в императорский сад, сгруппировав их по болезням. Говорят, что император был смущен таким зрелищем и почувствовал неловкость от абсурдности ситуации. В Кремле никто никаких неудобств не ощущает. Какая уж тут модернизация?
Впрочем, нашим российским соседям можно пожелать только удачи. Ведь от того, сумеет ли Россия, наконец, перейти к устойчивому развитию, преодолеть сырьевой характер своей экономики, развернуть в полном объеме колоссальный потенциал, заложенный в этой великой стране, зависит и благополучие ее соседей, да и всего мира. Так что остается только перефразировать цитату Никиты Хрущева, произнесенную при закрытии одного из съездов партии: «Цели ваши ясны, задачи определены. За работу, товарищи!»

Вадим ГИГИН
←Обещаниями сыт не будешь. Итоги саммита назвали провальными

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика