ДОГОВОРИЛИСЬ И... ПОМИРИЛИСЬ?
22.10.2009
—
Новости Мира
Армения и Турция договорились о нормализации двусторонних отношений. Историческое соглашение, подписанное в Швейцарии, — выстраданное детище. Свершившимся фактом остались довольны не все. Так, в Армении парламентская оппозиция распространила заявление, в котором обвинила президента Сержа Саргасяна в «игнорировании мнения большей части армянского народа и попытке раскола армян». По мнению ряда армянских экспертов, в случае ратификации подписанных протоколов Турция полностью удовлетворит свои требования. Например, пункт второй «Протокола об установлении дипломатических отношений между Республикой Армения и Турецкой Республикой», пусть и косвенно, фактически фиксирует незыблемость границ Азербайджана. Это означает, что Ереван де-факто и де-юре должен согласиться с тем, что решение Нагорно-Карабахского конфликта возможно лишь в рамках территориальной целостности Азербайджана.
И, тем не менее, первый шаг к компромиссу сделан. Свои подписи под «Протоколом о развитии двусторонних отношений» и «Протоколом об установлении дипломатических отношений» поставили министры иностранных дел Армении и Турции Эдвард Налбандян и Ахмед Давутоглу. К обоим протоколам имеется «Приложение», в котором, в частности, детализируются сроки и предпринимаемые шаги по нормализации отношений.
С момента обретения Арменией независимости в 1990 году страны никак не могли договориться об установлении дипломатических отношений. В апреле 1993 года из-за проблемы Нагорного Карабаха Турция, поддержав Азербайджан, закрыла границу и установила транспортную блокаду Армении. Отправной точкой долго тлеющего конфликта принято считать события 1915 года, когда в Османской империи, по некоторым данным, было уничтожено более полутора миллиона армян. По приказу младотурецких правителей начались погромы, резня и массовая депортация иноверцев, которые, по убеждению турков, были «пятой колонной» в пользу враждебной России в условиях Первой мировой войны. Факт геноцида, признанный рядом государств, Турция отрицает. Ранее в качестве условий для нормализации двусторонних отношений Анкара требовала от Еревана отказа от шагов по международному признанию геноцида армян 1915 года и от поддержки Нагорного Карабаха в конфликте с Азербайджаном, а также возврата оккупированных азербайджанских территорий. Армения заявляла, что готова установить нормальные отношения с Турцией без каких-либо предварительных условий.
Неожиданное потепление — результат «футбольной дипломатии». Впервые президент Турции Абдула Гюль посетил Ереван в 2008 году по приглашению президента Армении Сержа Саргасяна. Главы двух государств присутствовали на футбольном матче между сборными Армении и Турции, проходящем в рамках отборочного турнира чемпионата мира 2010 года. В октябре 2009 года президент Армении посетил Турцию с ответным визитом. После матча, завершившегося со счетом 2:0 в пользу команды хозяев, турецкий лидер Абдулла Гюль дал обед в честь своего армянского коллеги. Блюда для трапезы собственноручно готовила первая леди Турции.
Обмен реверансами сделал свое дело. О важности подписанного соглашения свидетельствует присутствие на подписании в Цюрихе высоких представителей США, России, Франции, ЕС. Ведь речь идет не только о большой мусульманской и принадлежащей к НАТО Турции и малой пророссийской христианской Армении. Начинается новая игра на Кавказе, участниками которой становятся Европейский союз, Россия, США и даже Иран.
Двустороннее урегулирование отношений между Ереваном и Анкарой — одно из условий для успешного исхода переговоров о принятии Турции в Евросоюз. Активным проводником нормализации армяно-турецких отношений выступают США — давний союзник Анкары. Турция, естественно, заинтересована в устранении преград для вступления в ЕС. Это главный мотив политики Турции по отношению к Армении. Следствие такого поворота — появление в современной Турции влиятельных кругов, заинтересованных в открытии турецко-армянской границы и развитии экономических отношений с Арменией. Данная проблема стала рассматриваться более последовательно после прихода к власти партии «Справедливости и развития». При этом Турция стремится продемонстрировать США, что она способна урегулировать проблемы с Арменией без американского участия, хотя очевидно, что урегулирование турецко-армянских отношений остается важной задачей политики США на Южном Кавказе.
Вашингтон не может потерять интерес к данному вопросу, как минимум, по трем причинам. Во-первых, в США проживает 1,5-миллионная армянская диаспора, которая обладает значительными лоббистскими и бизнес-возможностями (президентские выборы 2004 года со всей очевидностью показали важность общественного мнения и значимость голосов электората). Во-вторых, существуют региональные проблемы в американо-турецких отношениях после военной операции в Ираке и новые ориентиры региональной политики США на Ближнем Востоке и Южном Кавказе, следствием которых может оказаться незаинтересованность США в решении проблем между Турцией и Арменией. В-третьих, США, как и Россия, рассматривают Армению в качестве баланса сил на Южном Кавказе и геополитического препятствия на пути доктрины пантюркизма.
В свою очередь Турция преследует цели вовлечения Армении в орбиту своей внешней политики, а затем и подчинения ее своей политической воле. Данные идеи, например, выражал еще бывший президент Турции Сулейман Демирель в беседе с Гейдаром Алиевым во время его визита в Анкару весной 1998 года. По мнению Демиреля, политика блокирования Армении в мирное время показала свою несостоятельность, поэтому гораздо эффективнее вовлечь Армению в орбиту турецко-азербайджанской политики.
А вот Азербайджан как раз и недоволен состоявшейся церемонией. В Баку считают, что открытие границ между Турцией и Арменией в одностороннем порядке поставит под сомнение архитектуру мира и безопасности в регионе. Азербайджанское внешнеполитическое ведомство заявило, что нормализация отношений между Арменией и Турцией до решения Карабахского конфликта противоречит национальным интересам страны. Принято решение вынести вопрос, связанный с протоколами, подписанными между Турцией и Арменией, на рассмотрение национального парламента. «Я и мои коллеги-депутаты представим предложения о том, что теперь необходимо предпринять, чтобы данные протоколы не были вынесены на обсуждение в Великом национальном собрании (парламенте) Турции», — заявил депутат, член парламентского комитета по безопасности и обороне Захид Орудж. Последует ли обращение к парламенту Турции или нет, зависит от обсуждений. «Азербайджанская сторона предпринимает определенные дипломатические действия. Я считаю, что можно воспользоваться различными рычагами давления», — сказал депутат.
В Баку убеждены в необходимости обсудить не только политику, проводимую для восстановления турецко-армянских отношений, но и процессы, связанные с регионом. «Мы должны определить, что Азербайджан приобретет в результате этих процессов и что потеряет. Потому что изменение баланса сил в регионе имеет большое значение в вопросе будущего Азербайджана. Парламент, являющийся законодательным органом Азербайджана, должен провести обмен мнениями вокруг этих вопросов», — заявил Захид Орудж.
Виктория Нежданова