Влад Филат: Присутствие российских войск в нейтральной стране - незаконно
Новым премьер-министром Молдовы стал лидер Либерально-демократической партии Влад Филат. Его назначение стало возможным благодаря победе на внеочередных парламентских выборах коалиции оппозиционных партий.
В первом своем выступлении в новом качестве премьер-министр определил свои первоочередные стратегические задачи - это продолжение европейской интеграции Молдовы и урегулирование приднестровского конфликта. В субботу Влад Филат дал интервью «Radio Free Europe / Radio Liberty».
- Во-первых, нужно стабилизировать сложную финансово-бюджетную ситуацию. Этот год был электоральный, как вы знаете, и бюджет был электоральный. У нас громаднейший дефицит бюджета, и сейчас нужно искать способы финансировать этот дефицит. Кроме того, нам нужно действовать очень быстро для того, чтобы институты власти начали работать. Как вы знаете, уже около месяца министерства остались без руководителей, потому что все подали в отставку и ушли, оставляя без администрации практически все институты. И, кроме того, нужно решать текущие вопросы, один из которых был запланирован еще раньше - проведение саммита СНГ, который пройдет 8-9 октября в Кишиневе. Для нас это очень важное мероприятие, мы ждем приезда в Кишинев российского президента для того, чтобы общаться и ставить перед собой последующие задачи.
- Господин премьер-министр, вы упомянули о сложной экономической ситуации, в которой оказалась ваша республика. На этой неделе в Молдове побывал Сергей Нарышкин, глава президентской администрации России. Вы рассчитываете на экономическую помощь Москвы?
- Можно сказать, что и сейчас это помощь есть, исходя из того, что экономические связи с Россией очень важны для республики Молдова. Российский рынок - основополагающий для наших производителей. Нужно закончить весь переговорный процесс для того, чтобы снять все барьеры, которые появились из-за того, что бывшее руководство, кроме деклараций, ничего не делало для урегулирования отношений с Россией. Мы разговаривали с господином Нарышкиным, который подтвердил открытость российской стороны для того, чтобы помочь Молдове в этот сложный период. Мы говорили о том кредите, о котором много говорили и в предвыборный период в Молдове - 500 миллионов долларов. Потому что есть одна проблема - мы до сих пор не знаем условий, на которых мог бы быть предоставлен этот кредит. Я уверен, что в ближайшем будущем мы эти вопросы решим и начнем сотрудничество действиями, а не только декларациями.
- Господин премьер-министр, не опасаетесь ли вы, что сотрудничеству с Москвой помешают заявления, которые в эти дни делаете вы и другие лидеры демократических партий Молдовы? Прежде всего, речь идет о стремлении отказаться от присутствия российских войск в Приднестровье, и о сегодняшнем заявлении об отмене виз гражданам Румынии. Понятно, что прямо это не имеет отношения к связям с Москвой, но, тем не менее, вам известна российская политика, и на это Кремль может среагировать с некоторой обидой. Вы не опасаетесь этого?
- Я надеюсь, что наши отношения будут привязаны не к эмоциям и обидам, а к реалиям и прагматизму. Что касается снятия визового режима гражданам Румынии, которые являются гражданами Европейского союза, это было нужно сделать. Решение правительства, которое ввело визовый режим, было противозаконным и имело, во всяком случае, идеологический оттенок.
Что касается вывода российских войск и вооружений с территории республики Молдова - это, извините, не декларации, это обязанность Российской Федерации, которая сколько раз обязалась вывести эти войска. Я еще раз хочу напомнить решение саммита ОБСЕ 1999 года. И я бы хотел сказать, что Россия признала суверенитет, независимость республики Молдова. Республика Молдова является нейтральной страной и, как вы понимаете, присутствие здесь чужих войск - это уже нарушение этого статуса. Я думаю, что этот непростой вопрос должен быть обсужден и в конечном итоге решен.
- Вы обсуждали этот вопрос с Сергеем Нарышкиным в ходе его визита?
- Российская сторона никогда не отрицала, что нужно выводить войска и вооружение. Мы обсуждали этот вопрос в контексте приднестровского урегулирования в целом. Этот переговорный процесс, я надеюсь, возобновится, и мы найдем те условия или те методы, чтобы этот вопрос решить.
- Господин Филат, вы не боитесь угрозы поглощения Молдовы со стороны Румынии?
- Угрозы как таковой нет. Можно на этом очень много спекулировать, но республика Молдова является независимым, суверенным государством. И я хочу всех заверить, что политические силы, которые были у власти, не боролись за суверенитет и независимость государства. Мы же будем и дальше развиваться в таком статусе.
- Куда вы нанесете свой первый зарубежный визит - в Москву, Брюссель или Бухарест?
- Я уже получил приглашение, и во вторник я буду в Брюсселе. Буду иметь много встреч на самом высоком уровне, будем обсуждать дальнейшее сотрудничество между республикой Молдова и Европейским союзом в целом. Обязательно, если эта возможность представится, буду в Москве. Нам нужно начинать переговорный процесс и в конечном итоге нужно четко сказать, что мы хотим друг от друга. Я говорил Нарышкину: мы прагматичные люди, мы даем себе отчет, что происходит в мире на сегодняшний день, что будет происходить в ближайшем будущем. Мы будем договариваться, и я с уверенность говорю, что мы будем выполнять с точностью наши договоренности.
- Пожалуйста, расскажите вкратце, какова структура молдавской экономики, каковы ее основные элементы?
- К сожалению, молдавская экономика является потребительской. В бюджете более 70% составляет потребление, из которого около 70% - это импорт. К сожалению, важнейших отраслей, в частности, индустрии и перерабатывающей отрасли, сельского хозяйства, как таковых, нет. Но это не означает, что нет серьезной базы для роста. Исходя из позиций республики Молдова, коммерческие преференции касаются торговли с Европейским союзом и, конечно, рынка стран СНГ.
- Скажите, пожалуйста, как вы намереваетесь решать приднестровский вопрос? Тирасполь не очень торопится интегрироваться с остальной частью Молдовы?
- Действовать нужно только путем переговоров и на основе Конституции республики Молдова. Это будет непростой путь, но его нужно пройти. Для нас очень важно, чтобы процесс реинтеграции не был техническим подписанием каких-то документов. Нужно реинтегрировать людей, а это очень сложный процесс. Будем двигаться. И в этом вопросе роль России очень важна, я даже хотел бы сказать - определяющая.
- Как вы на практике представляете себе эти переговоры? Вы готовы позвонить, скажем, лидеру Приднестровья Игорю Смирнову, пригласить его в Кишинев, предложить какой-то график переговоров?
- Мы будем разговаривать со всеми, кто будет участвовать в процессе и помогать этому процессу. Вы знаете, здесь слишком много пользовались эпитетами и эмоциями. А вопросы решаются путем переговоров и в первую очередь - общения. И в ходе переговоров будем находить взаимовыгодные решения. И не только в вопросе Приднестровья. Слишком много недоговоренностей в этой проблеме, да и не только в ней.
- Господин премьер-министр, еще один неполитический вопрос, но он связан с политикой: лучшая футбольная команда и Молдовы - это «Шериф» из Тирасполя, она в этом году участвует в европейских соревнованиях. Вы как премьер-министр можете себе позволить посетить домашнюю игру «Шерифа» в Тирасполе?
- Я был в Тирасполе, и не вижу в этом никаких проблем. Тирасполь - это город, который расположен на территории республики Молдова, а я являюсь премьер-министром республики Молдова.
- Многих наших слушателей волнует вопрос о том, как закончилась эпопея с молдавским вином. Удалось ли восстановить объемы экспорта в Россию молдавских вин?
- Конечно, не удалось. Но я хочу сказать, что ответственность за это лежит не на российской, а на молдавской стороне, потому что экспорт вина пытались монополизировать через какие-то единые окна. Этот вопрос мы тоже должны решить очень быстро. На территории республики Молдова, по нашим расчетам, около 30% продаж на российский рынок идет от компаний, которые имеют российский капитал. И нужно преодолевать, в первую очередь, технические барьеры, которые имели, нужно признать, политическую основу.
Есть такое расхожее мнение, что когда либералы приходят к власти, ухудшается жизнь людей. Вы знаете, в разных странах Европы либералы правят очень давно, и люди там живут очень хорошо. Это стереотипы, которые, к сожалению, влияют на наши ощущения, на наше восприятие. Если смотреть объективно, то политика вашего действующего и бывшего президентов была либеральной, и результаты были и есть хорошие. Страна управляемая, экономические процессы начали работать по принципам, а не по понятиям.
- Господин премьер-министр, все-таки проблема ваших отношений с коммунистами остается самой, пожалуй, важной внутриполитической проблемой. Кишиневский кризис не кончился, и я не знаю, как вы собираетесь избирать президента в парламенте. У вас есть вариант разрешения этого кризиса?
- Да, отношения непростые, но нужно сказать все, как оно есть. Это не потому, что мы не хотим, чтобы они наладились и иметь спокойную администрацию хотя бы на первый период времени. И разрешение этих вопросов влияет на жизнь всех людей, а не только на политических лидеров и политические партии. Будем избирать президента так, как предполагает норма закона. Я вас хочу заверить, что голоса для того, чтобы избрать президента республики Молдова, будут.
- Вы готовы пойти на какие-то уступки коммунистической оппозиции для того, чтобы добиться избрания главы государства?
- Коммунисты сейчас действуют правильно, они общаются со своими избирателями, со своими партийцами. Но они никогда не пойдут на досрочные выборы, это не шантаж с нашей стороны, потому что досрочные выборы - это крах коммунистической партии как результат этих выборов. Ситуация непростая для страны, но она очень непростая и для коммунистов. Потому что все опросы показывают, что их рейтинг очень сильно идет вниз.
- Я беседовал с несколькими кишиневскими политологами в эфире Радио Свобода, и все они склоняются к мнению о том что весьма вероятен вариант, при котором ваше правительство может оставаться, скажем так, техническим - без избрания нового президента. Особенности молдавской конституции позволяют в значительной степени отложить процесс избрания президента, выборов главы государства, и, если это не удастся сделать, досрочных выборов. Вы рассматриваете вариант, пари котором ситуация меняться не будет? То есть, будет такая патовая ситуация: вы потихонечку будете о чем-то говорить в кулуарах с коммунистами, но ни досрочных выборов, ни выборов президента в ближайшие месяцы не будет? Так может случиться?
- Может случиться, что мы не сможем избрать президента, есть и такой вариант. Но это не означает, что у нас не будет досрочных выборов. Вопрос только, когда они будут проходить в республике Молдова. В молдавской конституции сказано четко: если не избираем президента, нужно провести досрочные выборы. Невозможно проводить досрочные выборы два раза в год, а мы уже один раз их имели в этом году. И более того, не говорится, когда, в какой период времени их проводить. Можно предположить, что можно работать без президента четыре года. Этого, конечно, не будет, мы будем проводить выборы, но не ранее, чем сможем обеспечить дееспособность всех органов власти.
- Господин премьер-министр, что касается перспектив европейской интеграции Молдовы, вы рассчитываете на то, что в период действия вашего мандата стране удастся сделать решительные шаги по сближению с Европейским союзом? Или ситуация экономическая такова, что на это рассчитывать не приходится, и вам важно только стабилизировать экономику?
- Нам нужно стабилизировать экономику для того, чтобы создать платформу для нормального здорового экономического роста. Но более того, нам нужно обеспечить дееспособность институтов власти, исходя из демократических принципов работы этих институтов. У нас, конечно, есть перспективы, и эта открытость на сегодняшний день существует со стороны Европейского союза. По нашей программе к концу 2010 года мы должны подписать договор об ассоциации, а к концу 2012 года - договор о свободном режиме передвижения граждан республики Молдова. Это очень реальные действия, которые мы должны делать. Что касается вступления в Евросоюз, это, конечно, сложнее, этот процесс займет более длительный период времени. Но до того момента мы должны обеспечить граждан республики Молдова теми свободами, которые есть на сегодняшний день в Европейском союзе.
- Вы заявили о том, что, согласно конституции, Молдова - это неприсоединившееся государство. Тем не менее, будет ли Кишинев каким-то образом развивать диалог с НАТО?
- Есть программа, подписанная в то время, когда правил страной Воронин, - об индивидуальном плане партнерства, в ходе возможны, скажем, миротворческие действия и так далее. В ходе этого плана мы рассматривали не такие близкие отношения, как у России с Североатлантическим блоком. Республика Молдова является нейтральным государством - это определяет Конституция. Чтобы изменить этот статус, нужно проводить референдум, и граждане республики Молдова должны это решать. В наших планах объединения с блоком нет, есть договоренность внутри альянса, что этот вопрос не будет обсуждаться во время действия нынешнего мандата правления.