Опрос в канун выборов: рейтинг Меркель падает, но не упадет
До парламентских выборов в Германии, которые пройдут в воскресенье, осталось всего ничего. А тем временем разрыв между основными соперниками сужается. Рейтинг консервативного блока ХДС/ХСС во главе с канцлером Ангелой Меркель упал за неделю на 2% — до 35%. У ее основных соперников — социал-демократов (СДПГ) — он, наоборот, подрос на 2 пункта, до 26%, свидетельствует обнародованный накануне соцопрос службы Forsa.
Социологи связывают это с удачным выступлением лидера СДПГ Франка-Вальтера Штайнмайера, являющегося вице-канцлером и министром иностранных дел, на недавних теледебатах с Меркель, пишет газета «Ведомости». Сейчас оба соперника входят в одну «большую коалицию» — союз консерваторов и социал-демократов был вынужденным из-за минимального разрыва на прошлых выборах.
Сейчас, перед выборами, стороны заявили о нежелании повторять опыт совместного правления. СДПГ готова лишь на объединение с зелеными, чей рейтинг сейчас — 11% (при канцлере Герхарде Шредере такая коалиция уже была), но исключает союз с Левой партией (10%). Предпочтительный союзник Ангелы Меркель — идеологически близкая консерваторам праволиберальная партия «Свободные демократы», которая уже поддержала создание коалиции с ХДС/ХСС, исключив союз с СДПГ.
Рейтинг либералов, по данным Forsa, равен 13%. Но по другим опросам он ниже — и сообща ХДС/ХСС и «Свободные демократы» не набирают необходимых для создания коалиции 48%.
«Гонка вновь получается очень напряженной», — констатирует глава Forsa Манфред Гельнер.
По итогам выборов есть лишь две опции — либо продолжение «большой коалиции», либо союз ХДС/ХСС со «Свободными демократами», убежден профессор политологии Университета Трира Уве Юн. По его мнению, теперь решающее слово — за неопределившимися избирателями. Их в Германии четверть (против 17% перед прошлыми выборами). По словам Юна, «немцы не настроены на резкие перемены, и в конце концов неопределившиеся отдадут свои голоса Меркель».
С этим согласен директор Либерального института в Потсдаме Детмар Деринг: прежнее восприятие Меркель как скучной провинциалки ушло в прошлое, сейчас у нее имидж прагматичного политика, внушающего доверие. Именно она, а не Штайнмайер ассоциируется с успехами правительства.
Ввиду того что выборы проходят на фоне рецессии немецкой экономики и падения покупательной способности, главным пунктом предвыборной кампании являются инициативы в экономике. Основная борьба развернулась вокруг налогов. Консерваторы предлагают, в частности, снизить нижнюю планку подоходного налога с 14% до 12%, а высокооплачиваемой категории граждан, вынужденных отдавать казне 45% своего дохода, поднять порог с 52 000 до 60 000 евро. Осуществление этого плана будет стоить бюджету около 15 млрд евро.
По мнению Штайнмайера, налоговые послабления нереальны и лишь увеличат национальный долг, который к концу года грозит достигнуть 1,7 трлн. евро. «В такой ситуации нельзя обещать налоговые поблажки, которые нечем финансировать и которые чреваты новыми социальными издержками», — заметил на днях вице-канцлер.
Едины соперники лишь в одном — выводить четырехтысячный немецкий контингент из Афганистана, за что ратуют 55% избирателей, еще рано. Согласно просочившемуся в прессу плану МИДа, полный вывод будет осуществлен не раньше 2013 г.
Выборы в бундестаг назначены на 27 сентября, напоминает NEWSru.com. Между тем нынешняя предвыборная кампании уже отметилась несколькими скандалами. Так, в июле министр здравоохранения Улла Шмидт (СДПГ) была вынуждена отказаться от места в предвыборной команде главы МИДа Франка-Вальтера Штайнмайера и уйти в отставку после того, как стало известно, что она пользовалась служебным авто, находясь в отпуске.
Репутация Меркель, не стоит забывать, также оказалась «подмочена». В начале августа в Берлине разгорелся скандал вокруг агитационных плакатов с изображением федерального канцлера ФРГ в вечернем платье с глубоким декольте. Фото использовала коллега Меркель по партии Вера Ленгсфельд в рамках своей избирательной кампании. 57-летняя Ленгсфельд также изображена на плакате в откровенном наряде. Фотографию сопровождает двусмысленный слоган «Мы можем предложить больше». В прессе и в интернете по поводу подобного пиара развернулась бурная дискуссия.