Андрей Арямнов: «Было бы здорово, чтобы спортсменам-чемпионам сделали пожизненную стипендию. Так мы могли бы оставаться в спорте, не уходили на стройку и не спивались с горя»
Олимпийский чемпион по тяжелой атлетике Андрей Арямнов рассказал о том, хватает ли ему денег, а также вспомнил, как пропустил две Олимпиады.
– Как умудрились пролететь мимо сразу двух Олимпиад — Лондона-2012 и Рио-2016?
– Травмы, будь они неладны… Рано начал подготовку, не восстановился, хотел доказать себе и другим, что я готов, бил в грудь. На загруженные мышцы поднимал штангу в 230 кг. В итоге разрыв четырехглавой мышцы — очень серьезная травма. Больше года понадобилось, чтобы залечить ее до конца.
С Рио похожая история. После чемпионата Европы — 2014 в Тель-Авиве, где выиграл бронзу, я получил травму бедра и решил больше не проверять мышцы на прочность. Объявил о завершении карьеры. За мной захлопнули железную дверь и закрыли на засов, но уже тогда думал о том, что вскоре обязательно вернусь в команду. На данный момент чувствую себя великолепно, настроение замечательное, болячек нет. Есть силушка богатырская и желание свернуть горы! Мышцы, правда, разминаются медленнее, чем в молодости, но это пустяки. Намерен завершить карьеру не раньше 2020 года.
– За то время, что вас не было в сборной, в белорусской тяжелой атлетике появилась целая плеяда молодых ребят. Евгений Тихонцов, к примеру, еще в апреле обновил ваш рекорд, державшийся 12 лет. Ревностно к этому относитесь?
– Евгений — еще очень молодой штангист, рад за него. На Кубке страны он поднял над головой 393 кг. Сможет ли Тихонцов повторить мои достижения? Не исключаю этого. Для меня гораздо важнее, что в сборной появляются новые «рывкачи» и «толкачи».
– Отношение к вам в команде…
– Авторитетное. Молодежи приятно тренироваться рядом с олимпийским чемпионом. Мы с Вадиком Стрельцовым — самые опытные в команде. Сейчас в сборной числюсь инструктором. Формальная должность, без зарплаты и бонусов, но с возможностью квалифицироваться и выезжать на международные соревнования. Вот только на меня не выделяется нужного количества медикаментов и питания, которое положено обычному спортсмену — приходится все покупать самому.
– Денег хватает?
– Помогают подписчики в соцсетях (Андрей ведет спортивный блог на Youtube. – прим.) Провожу международные семинары по тяжелой атлетике и кросс-фиту. Только за счет этого могу выезжать на сборы и турниры, покупать необходимые препараты. Из борисовской ДЮСШ, где тренировал детей, меня уволили из-за непогашенной судимости.
– Была альтернатива, помимо тяжелой атлетики?
– Ничего больше, кроме как поднимать штангу, я не умею. В 20 лет, когда выиграл Олимпиаду, не задумывался, что призовые деньги можно куда-то вложить, не покупал «бизнесы-шмизнесы». Хотелось гулять… Я ведь не думал, что так быстро завяжу со спортом.
Было бы здорово, чтобы спортсменам-чемпионам сделали пожизненную стипендию. Так мы могли бы оставаться в спорте, не уходили на стройку и не спивались с горя…
– Часто 30-летний Андрей Арямнов вспоминает себя 20-летнего?
– Довольно часто. Тяжелая атлетика преподала мне жесткие уроки. Наверное, молодость на то и дана, чтобы совершать глупые поступки и делать после них выводы. Сейчас подобных ошибок не допущу — старый уже (улыбается). Лучше наступить на грабли в 20 лет, чем сделать это в 30 или 40. Я прожил бурную молодость. А сейчас думаю о семье и здоровье, – сказал Ярямнов в интервью «Млын.by».