Иван Караичев: «Болельщика на «Строителе» не ждут. Это факт. Здесь нет ни радостной музыки, ни фан-зоны, ни приветливых промоутеров»
Специалист по связям с общественностью, преподаватель спецкурса по спортивному PR в БГУ Иван Караичев поделился впечатлениями после посещения стадиона «Строитель».
«Отправляясь в Солигорск, чтобы посмотреть, как команда, лидирующая в чемпионате страны за два тура до его окончания, проводит свой последний домашний матч в году и как город собирается на футбол, ожидал ощутить энтузиазм: афиши, билборды, разговоры в транспорте. Но это был не тот случай — Солигорск футболом не жил. О матче против «Торпедо–БелАЗ» не говорили вообще, город тихо проводил свой законный выходной. В кофейне недалеко от стадиона было всего два посетителя. «Все ушли на футбол?» — разведал я обстановку. «Нет, спят еще», — ответили девушки за прилавком. «А вы вообще знаете, какой сегодня матч?» — «Знаем, «Шахтер» играет с этой, как ее... «Торпедой». — «А что этот матч значит, тоже знаете?» — «Лично для нас — ничего!»
Не могу себе представить такой диалог в канун важного поединка на улице Советской в Бресте, например. А в Солигорске такое мнение я услышал еще не раз. Более того, с удивлением обнаружил, что «Шахтер» свой чемпионский матч никак не рекламировал. То есть вообще! Если не считать одинокой афиши, аляповато наклеенной на столб. При этом у ледового дворца красочное табло активно зазывало на хоккей. Поразительно, но игра еще одной известной команды, патронируемой «Беларуськалием», началась на час раньше футбольного поединка. И пусть в соперниках у трехкратных чемпионов Беларуси был всего лишь новополоцкий «Химик», но совпадение по времени матчей двух «Шахтеров» с переманиванием поклонников друг у друга — я даже и не знаю, как это назвать.
Согласитесь, абсурд, когда команда сенсационно идет на первом месте, а трибуна на 4.200 мест заполняется меньше чем наполовину. Хотя поначалу очередь в кассы, над которыми почему-то красовалось название «Парикмахерская», обещала ажиотаж. Однако в реальности он был искусственно вызван патриархальной системой продажи билетов, при которой человек сам выбирает место, а кассир зачеркивает его ручкой и затем опять же вручную вписывает сектор, ряд и место. Ребята, на дворе уже давно XXI век, проснитесь!
Болельщика на «Строителе» не ждут. Это факт. Здесь нет ни радостной музыки, ни фан-зоны, ни приветливых промоутеров, ни достойного выбора атрибутики, ни фудкорта. Палатка с сирым ассортиментом сувениров, попкорн да хот–доги с чаем — даже в аскетичные советские годы на минском «Динамо» выбор был гораздо лучше. Я уж не говорю о фан-зоне на ОСК «Брестский», где пиво буквально льется рекой, жарят сотни килограммов шашлыка и царит (сам неоднократно видел) демократичная и корректная обстановка. Все почему-то удивляются посещаемости в Бресте, но футбольный болельщик идет прежде всего туда, где его хотят видеть. А «Строитель» оказался единственной ареной из мной виденных, где маскот крот, призванный развлекать публику, чуть ли не весь матч простоял спиной к болельщикам, наблюдая за игрой. Такое безобразие может происходить лишь там, где нет системной работы с болельщиками, а значит, и маркетинга как такового. Чуда не произошло и в перерыве. Команды потянулись в раздевалки, а на стадионе установилась... полная тишина! Единственный позитив в антураж внес солигорский фан-сектор, явивший пиротехническое шоу (по согласованию с клубом) в самом конце игры. Трибуну тут же заволокло дымом. Когда он рассеялся, выяснилось, что игроки «Шахтера» покинули поле. Не поблагодарив зрителей за поддержку. «Пойдем, Семен, — крякнул пожилой болельщик своему внуку. — Никому мы здесь не нужны...»
За считаные минуты стадион опустел. На пути домой водитель микроавтобуса Александр спросил, как сыграли. Отвечаю: «Проиграли ваши. Ваши же?» — «Мужики в городе говорят, что это уже не наша команда. Солигорских в составе почти нет, очень много легионеров. Нет связи с городом, команда сама по себе. Хотя, слышал, деньги вбрасывают в клуб большие. Зачем и для кого — не понимаю», – написал Караичев.