Федор Свобода: с Домрачевой встретимся в Шушене
Руслан Васильев, специально для Sputnik.
Трехкратная олимпийская чемпионка в соревновательный период собиралась работать именно под опекой отечественного специалиста в спайке со своими подругами.
Но после того, как в конце сентября свои посты оставили российские тренеры Валерий Польховский и Роберт Кабуков, именно Свобода принял на себя всю степень ответственности за женский коллектив. Который, как и мужской, уже 18 октября отправится на первый снежный сбор — в российскую Тюмень.
Психологическая разрядка
— Первый снег — это всегда волнительно. За пять с половиной месяцев очень тяжелой и во многом рутинной подготовки — такова специфика, спортсмены соскучились и по снегу, и по соревнованиям. Поэтому сбор в Тюмени должен стать своеобразной психологической разрядкой. По крайней мере, тренерский штаб на это рассчитывает. Кстати, я сам, как и старший тренер мужской команды Александр Сыман, прилетим в Тюмень на пару дней позже. Нам предстоит в немецком Штутгарте в заводских условиях произвести тестирование патронов, которые будем использовать в грядущем сезоне. Задержится на день и основной багаж лыж. Спортсмены возьмут в самолет по одной паре, тогда, как остальные привезут смазчики на автомобиле. Но это все мелкая организационная суета.
Признаюсь, как на духу: октябрьский сбор в финском Вуокатти мне больше бы грел душу. Но это никакая-то антипатия к Тюмени. Сугубо профессиональный взгляд. Трассы Вуокатти у нас меряны-перемены. Накоплен огромный массив информации, и каждую тренировку можно до мелочей спланировать заранее. Со снегом там сейчас нет никаких проблем, о чем сообщают наши юноши из различных школ, находящиеся там на сборах. Все круги накатаны. Но в данном случае отказаться от прежних планов уже нельзя.
Благо вести из Тюмени приходят ободряющие. Погодные условия позволяют проводить хорошие тренировки. Снег есть, каждый день происходит подсыпание на трассы, благо его законсервировали с предыдущей зимы, да и новый уже не в новость. Поэтому, рассчитываем выполнить все задуманное. Возвращаемся домой 6 ноября. Несколько дней самоподготовки — и отправление на сбор в норвежский Шушен. Уже оттуда переедем в шведский Эстерсунд, где с 27 ноября начнется первый этап Кубка мира.
Отказ от Бейтоштоллена
— Первоначально предполагалось, что последний сбор межсезонья состоится в другом норвежском местечке — Бейтоштоллене. Так планировалось Валерием Польховским. Но после его отставки, провели совещание под началом нового главного тренера Юрия Альберса, и внесли корректировку. Меня она порадовала: я изначально собирался работать со Скардино и Дуборезовой именно в Шушене. Накоплен положительный опыт. После сборов в Шушене спортсменки нормально чувствовали себя в Эстерсунде. А Бейтоштоллен это, во-первых, высота тысяча метров над уровнем моря, что для "равнинных" жителей фактически среднегорье. Во-вторых, подход к стрельбищу — пологий подъем, что нами оценено, как минус для ноябрьских тренировок.
В Шушене же все устраивает. В том числе и то, что там планирует провести свои первые тренировки на снегу Домрачева. Она предполагает работать, разумеется, по индивидуальной программе, но будет находиться с командой. Возможно, даже встретит нас в Шушене. По крайней мере, когда я поздравлял Дарью с огромной победой в ее жизни — материнством, о каких-то переменах она ничего не сказала. Значит, планы неизменны. В том числе, и те, согласно которым она хочет уже после новогодних праздников возобновить выступления.
В единое целое
— Теперь я, как старший тренер, отвечаю за всю женскую команду. Пришлось переосмыслить планы, переключиться эмоционально. Работы, конечно, прибавилось, но тем интереснее. Сейчас вникаю в нюансы подготовки команды, стараясь свести их в единое целое. Принять спортсменов отработавших под руководством других специалистов пять месяцев межсезонья — не просто. Надо все для себя уяснить в том же вопросе дозировки нагрузок. Кое-кто нуждается в ограничениях на тренировках. В плане интенсивности — точно, в плане продолжительности — возможно. А информация достаточно противоречивая. Пытаемся разобраться с медицинским штабом, но четкой картины пока нет даже после сбора в Раубичах на прошлой неделе, и тестов в полевых условиях.
Роман Кабуков оставил кое-какую аналитику, но у нее иная методическая подоплёка. Я по примеру Клауса Зиберта и Альфреда Эдера сам веду информационное сопровождение, определяя выполненные объемы вкупе с интенсивностью. Кабуков пользовался данными представлявшимися спортсменами, что более субъективно, а, значит, менее точно.
Экстренно организованный в октябре сбор в Раубичах пришелся очень кстати. 21 день на самостоятельную подготовку — очень много. Тем более в сентябре-октябре. Велики риски утратить тренированность. Мы их избежали, придя к полному взаимопониманию с Юрием Альберсом. Нами обсуждены все вопросы: организационные, касающиеся календаря, подготовки к соревнованиям оружия, смазки лыж.
Что касается сервиса, то волнения у меня нет. С белорусской командой собирается работать авторитетный и успешный специалист, готовивший чемпионские лыжи, но его имя — пока закрытая информация. Надо все оформить официально. Останется ли в Беларуси планировавшийся Польховским словак Душан Отченаш — ответить не могу. Не моя компетенция.
По заветам Зиберта и Эдера
— Что касается реакции команды на тренерские рокировки, то прав наш новый главный тренер, сказавший, что любая смена рулевого — шок для спортсменов. Провел собрание, с которого начали снова привыкать друг к другу. Это необходимо даже в нашем случае, когда мы хорошо знакомы. Все равно после того, как тебе давали указания одной терминологией необходимо вспомнить, что было раньше. И снова поверить. А мои принципы построения микроциклов, определения нагрузок и человеческого общения хорошо спортсменкам известны. Особенно тем, кто работал под началом Зиберта и Эдера.