Максим Рыженков: «Посмотрите на спорт в Беларуси в целом. Инфраструктура — прекраснейшая. Одна из лучших в Европе»
Первый вице-президент НОК Максим Рыженков назвал две главных проблемы белорусского спорта — тренерские кадры и медицина.
– Посмотрите на спорт в Беларуси в целом. Инфраструктура — прекраснейшая. Одна из лучших в Европе. Дети разве хуже, чем в других странах? Нет. Можно отобрать здоровых, крепких. Финансирование? Достаточное. Первая главная проблема — тренерские кадры. Вторая — медицина. Давайте по первой. Кто из наставников знает иностранные языки? Кто может почитать современную зарубежную литературу? Кто владеет компьютером?.. Специалисты не хотят учиться новому — привыкли тянуть систему на советских наработках. Боятся разговаривать с коллегами из других стран. Ищут легкие пути, из-за чего возникают допинговые вопросы. НОК уже проспонсировал несколько проектов. Стал проводить семинары для тренеров по баскетболу, боксу, лыжным гонкам, дзюдо... Посылаем их учиться за рубеж. Но ресурс пока ограничен. Будем искать на это больше средств. Надо и университету физкультуры качественно отработать. Да, там хвастаются самоучителями по английскому, сертификатами тренеров высшей категории. Но не зря та же федерация футбола ввела свое лицензирование и говорит: «Приходите, отучитесь, подтвердите профпригодность по нормам УЕФА». Плюс надо точечно приглашать специалистов из-за рубежа и ставить задачу работать не только с командой, но и с местными тренерами.
Что касается второй темы... Сложно критиковать наш РНПЦ. Посмотрите, в каких он сейчас условиях. Четыре года назад снесли этот центр до руин. Была хоть какая-то база. Теперь что-то на Воронянского, что-то на Калиновского. Спортсмены идут на Воронянского, куда весь район стекается с кашлем и прочими болячками. И науку в области медицины только начинаем развивать.
Вообще, когда мы с министром пришли на свои посты, удивились, чем раньше занималась наука. Проект на сто тысяч долларов назывался «Изучение возможностей развития в Беларуси корфбола». Это какая-то голландская разновидность баскетбола. Сто тысяч! С тех пор подобных проектов нет. Сейчас проводим коллегии с Академией наук, с институтами. Цепляемся хоть за какие-то шестеренки. Но это дело не одного дня, – считает Рыженков.