Виктор Гончаренко не вписался в русский бунт — бессмысленный и беспощадный
Отставка белорусского специалиста Виктора Гончаренко с поста главного тренера краснодарской «Кубани» стала очередным позором российского футбола. На этот раз — моральным.
Сразу оговорюсь, что дышу к Гончаренко абсолютно ровно. «Свой-чужой» здесь не играет. «Свои» — они тоже всякие бывают, а «чужому» иногда можно отдать и последнюю футболку.
Фото eurosport.ru
Далеко не все высказывания Гончаренко ласкают журналистский слух. Одна из его любимых в бытность работы в БАТЭ фраза «Это для команды» (прежде всего на еврокубковых пресс-конференциях) воспринималась на грани оскорбления и сразу выстраивала невидимую Берлинскую стену.
Но это, как и прочие вещи, можно было списать на особенности характера, логики, степень владения ораторским искусством. Иными словами — более или менее вписывалось в норму поведения.
Гончаренко никогда не был фигурантом скандальной хроники, что в профессиональном, что в личном плане. Размолвки с игроками или руководством БАТЭ никогда не были громкими, ограничиваясь слухами либо нейтральной, дозированной информацией, дающей возможность сохранить лицо обеим сторонам. «Напихать» (есть такое словечко в футбольном сленге) Гончаренко умел, но раз игроки после этого не разбегались в ужасе, значит, по делу.
Таким был Гончаренко в Борисове. И таким, без сомнения, он был в Краснодаре. Потому что в 36 лет можно набираться тренерского опыта, но поведенческая модель практически не поддается изменению. Тем более, этот человек знает, какие слова нужно подобрать, чтобы выйти в групповой этап Лиги чемпионов, выиграть у «Баварии» или, на худой конец, очередное внутреннее первенство.
Собственно, успехи Гончаренко на футбольном поле отбрасывали на пятый, десятый и сороковой план его не слишком глубокие познания в изящной словесности. Чем болтать — лучше делать. Тихо и без лишнего шума.
Но вот, как выяснилось, именно шума со стороны белорусского легионера руководству «Кубани» как раз и не хватало.
«Многие люди в руководстве «Кубани» работают «на оголенном нерве» и считают, что тренер должен вести себя так же, — заявил Гончаренко в интервью агентству «Р-Спорт». — Он должен орать на игроков, ежедневно размахивать руками и при первом случае кричать, что футболисты, скажем так, — нехорошие люди. Так тут привыкли. А если тренер спокойно общается с футболистами, даже теми, кто недоволен своим статусом, это непорядок. С их точки зрения».
Воистину, русский бунт должен быть как можно беспощаднее. Чтобы меньше была видна его бессмысленность.
По мнению главного тренера московского ЦСКА Леонида Слуцкого, которого с белорусским коллегой связывают дружеские отношения, Гончаренко «убрали бы, даже если «Кубань» выиграла бы 13 матчей из 13!»
«Боссы клуба преследуют только свои собственные цели. Они очень ревностно относятся к успехам тренера, считают, что только они достойны похвалы. Когда Виктор Михайлович получал приз лучшему наставнику месяца, ему уделялось повышенное внимание в СМИ, для руководства клуба это являлось бельмом на глазу, огромным раздражением. Они чувствуют себя местными богами, а все остальное — мелкая шелуха, которую можно в любой момент выкинуть в мусорное ведро», — сказал Слуцкий в интервью «Спорт-экспрессу».
Правоту наставника ЦСКА фактически подтвердил вице-губернатор Краснодарского края Иван Перонко: «Нужно понимать, что те места, которые занимает «Кубань» — это заслуга не только тренера, но и всего коллектива, руководства клуба и края» (цитата sports.ru).
Забыл дремучий Виктор Михайлович горячо поблагодарить партию и правительство за отеческую заботу. И лично бывшего налогового инспектора, заслуженного экономиста Кубани и Российской Федерации товарища Перонко.
Думается, кубанские казаки от футбола ревновали не только к успехам (но прежде всего к медийной популярности Гончаренко), но и к стилю его поведения, выгодно отличавшегося от их собственного. Может, они ожидали увидеть родственную душу? Кубань — провинция российская, Хойники и Борисов — соответственно родина и прежнее место работы тренера — провинция белорусская. А тут, видите ли, интеллигентом оказался.
Понятно, что спокойствие есть признак уверенности и один из приемов убеждения, а истерика — удел слабых и поверхностных. Это кого-то и нервировало.
Впрочем, имеет право на жизнь и такая версия: Гончаренко отставили не потому, что он плохой, распустил футболистов, поэтому потребовалась, как было сказано, «превентивная мера». Просто в поле не самого острого зрения кубанских боссов появился человек, который, как им кажется, сделает гораздо лучше, причем прямо сейчас. Что-то похожее, кстати, не раз наблюдалось в минском «Динамо», которое ведет тренерскую политику примерно в том же русле, что и «Кубань».
Год назад, подписывая контракт на четыре с половиной года, Гончаренко наверняка знал, что идет на пороховую бочку. Но решил рискнуть. И, как ни парадоксально, вряд ли жалеет.
«Кубань» стала хорошей стартовой площадкой. Российский футбольный цех (если брать нормальных его представителей) признал Гончаренко своим. Сам он репутационно нисколько не пострадал — наоборот, приобрел статус жертвы интриг.
Славящийся здоровым цинизмом известный московский журналист Василий Уткин пожелал «Кубани» вылететь из топ-дивизиона. Поборники справедливости с ним согласятся. Но вот что будет, если эту команду действительно, как говорят, возглавит Леонид Кучук — еще один белорус и еще одна жертва, со скандалом ушедшая из московского «Локомотива».
Каким будет отношение к Кучуку и «Кубани» его образца со стороны белорусского болельщика, и как будет чувствовать себя на еще не остывшем месте Гончаренко сам Кучук? И вообще, насколько нравственно соглашаться на приглашение, когда твой предшественник, тем более соотечественник (хотя это не главное), мягко говоря, отнюдь не бездарь?
Дмитрий ВЛАСОВ