Тысяча возможностей и тысяча причин
Василиса Марзалюк могла стать баскетболисткой, но влюбилась в ковер
К имени самой титулованной «вольницы» страны невозможно не добавить «Прекрасная». Она действительно словно сошла со страниц сказки: и лицо, и стать, и походка, и точеная фигура. Этакая сказочная царевна, которая иногда облачается… нет, не в лягушачью кожу, а в борцовское трико. Да и общаться с призером двух мировых и европейских чемпионатов по вольной борьбе одно удовольствие.
— Василиса, а почему именно женская борьба и с чего все начиналось?
— В восьмом классе к нам пришел тренер и пригласил в секцию, я пошла, и мне понравилось. Не понимаю, почему у многих женская борьба вызывает недоумение? Для меня, как и для большинства детей, она начиналась с дружной компании девчонок, общих интересов, тренеров Василия Крезо и Сергея Шкрадюка. Не считаю, что чем-то пожертвовала, скорее, приобрела: прекрасных друзей, с которыми общаемся до сих пор, проводим праздники, навещаем тренеров, ходим в баньку, играем в баскетбол. С девчатами, с которыми прошло становление на коврах, много общего, хотя некоторые сегодня представляют сборную Азербайджана — Юлия Радкевич и Анна Беляева, а выступавшая за Беларусь Маша Иванова воспитывает малыша.
— Как профессиональной спортсменке удалось окончить школу с серебряной медалью?
— Возможно, потому, что нравилось и то, и другое. Помню, как поддерживала меня во всем моя классная Елена Герардовна. Школа №
— А как восприняли родители такое неординарное увлечение?
— Отец всегда был активным человеком и направлял меня в различные секции. И фехтованием занималась, и баскетболом, и легкой атлетикой, даже синхронным плаванием. Физические качества у меня всегда были на высоте. На уроках физкультуры была в числе лидеров, но, только придя на ковер, поняла: это мое. Младший брат часто сопровождал меня, занимался вместе с нами в женской секции. Нам всем весело было, и девчата до сих пор его вспоминают. Родители поначалу не восприняли всерьез мое увлечение. Но впоследствии, увидев серьезные результаты, конечно, стали поддерживать. Поддержка семьи стала для меня лучшим антидепрессантом и помогает преодолевать любые трудности.
— А как, любопытно, относятся к выбору столь привлекательной девушки парни?
— Чаще всего у противоположного пола это вызывает удивление: «Вы борьбой занимаетесь? И не скажешь…» Рассматриваю это как комплимент!
— Случались ли с вами забавные истории на турнирах?
— На молодежном чемпионате Европы в Болгарии украли борцовки. Мы жили на первом этаже, выставили их на балкон. Собираемся на состязания — обуви нет. А у меня размер серьезный, недевичий. Выручили коллеги-борцы.
— Что вам помешало отличиться в олимпийском Лондоне-2012?
— Наверное, не хватило какой-то внутренней агрессии, не смогла себя завести, как следует, поэтому и не раскрылась на ковре. Тренировал меня тогда Виктор Гордейчик, и если верить словам специалиста, я еще не могла посягнуть на пьедестал почета.
— По какой причине сменили наставника?
— Так сложилось, пошли конфликты на занятиях, поэтому наши пути разошлись. Сейчас готовлюсь у Артура Зайцева. Хотя по-прежнему благодарна Гордейчику, он серьезно поработал над моей техникой, да и нервов сжег из-за меня предостаточно. Расстались на ковре, но не в жизни, продолжаем общаться и поддерживать друг друга.
— Что планируете делать после окончания спортивной карьеры?
— Так далеко не загадываю. Диплом Белорусского государственного университета физической культуры дает возможность работать тренером. Однако сегодня в мыслях — спорт и еще раз спорт! Впереди — чемпионаты Европы и мира, а мечта — Олимпиада в Рио-2016.
— Вы уже именитая и опытная спортсменка, от которой ждут только наивысших результатов. Психологическое давление ощущаете?
— Нет. Наибольшую ответственность возлагаю на себя. Внутренний голос подсказывает, что уже наступило время значимых достижений и нужно оправдать надежды родных и тренеров.
— На что еще хватает времени, кроме борьбы?
— Желание — это 1000 возможностей, а нежелание — 1000 причин! Поэтому в моей жизни есть абсолютно все, кроме того, что может навредить спорту.
— Как расслабляетесь, снимаете стресс?
— Жизнь спортсмена — это вечные сборы, поэтому самая большая радость и восстановление — общение с близкими. Семья и есть то звено, которое меня держит, выводит из нестабильных состояний.
— Как относитесь к возможности совмещения карьеры и семейной жизни, материнства?
— Очень люблю детей, у многих подруг есть малыши, с которыми с удовольствием провожу время. Но сейчас у меня возраст спортивного расцвета, поэтому с материнством придется повременить.
— Есть ли среди ваших соперниц кто-то «непроходимый», на кого не хотелось бы попадать по жребию?
— Испанка Мейдер Унду, деревянная какая-то, не могу ее прочувствовать. Поэтому и уступила на Олимпиаде в схватке за «бронзу». Тяжело и с украинкой Екатериной Бурмистровой, а с остальными, наоборот, испытываю огромное удовольствие от борьбы.
— Семья поедет поддержать вас на апрельском чемпионате Европы?
— Нет, да и я не хочу, это только отвлечет. Поэтому не люблю в Минске бороться, слишком много родных глаз вокруг, боишься подвести. Поддержку буду черпать в самой себе. Моя самая большая мечта — показать болельщикам, судьям, коллегам и соперницам именно ту борьбу, на которую я способна.
Фото: БЕЛТА