Максим Суховеев: «Нынешнее поколение молодых игроков — дохловатенькие ребята. Может, экология свое дала, Чернобыль этот?»
Известный в прошлом форвард «Славии» Максим Суховеев вспомнил конкуренцию в составе с Романом Василюком и Валерием Стрипейкисом, а также предположил, что нынешнему поколению молодых игроков не хватает мотивации.
— Как вообще тебе в тренерской должности? Уже убил в себе футболиста?
— Наверное, еще нет. Это очень тяжело сделать. Кто бы что ни говорил, ты все равно будешь вспоминать эпизоды из своей карьеры и сопоставлять, сравнивать. Да и для примера будешь использовать моменты из своей практики. Как ни крути, а все равно вспоминаешь, кто, как и когда играл. Мне кажется, что без этого нереально быть тренером. Тем более, что и футбол меняется с каждым годом. Он становится более интеллектуальным. Если раньше можно было держать по два-три «свободных художника» в команде, то сейчас уже более организованный футбол. Сейчас необходима жесткая дисциплина. Но этот подход приносит свои плоды.
— Теперешняя молодежь сильно отличается от твоего поколения?
— Я сравниваю наше 18-летнее поколение и этих 18-летних ребят: это две большие разницы. Особенно по здоровью. Мы как-то покрепче были, поздоровее, помощнее. Может, на самом деле, экология свое дала, Чернобыль этот? Дохловатенькие ребята. Ведь в 18-летнем возрасте мы с Мишей Мартиновичем уже ездили на сборы, полноценно тренировались с основной командой. Боюсь, мало кто выдержит сейчас такое.
— Да и отвлекающих факторов раньше все-таки поменьше было.
— Конечно, увлечения другие были, компьютеров не было. Дома не сидел: тренировка — на улицу. Домой только поесть и поспать, все. А сейчас компьютеры, телефоны, что у них там? Всё сидят. Технологии в наши времена не такие были, Интернета не было. А сейчас вот вроде всё это появилось, а не тянет.
— Профессионализм у ребят хромает?
— У нас такого не было, чтоб человек прибегал на тренировку за пять минут до начала, а после окончания так быстро убегал, что даже не все успели в раздевалку зайти. Мы приходили за час до начала тренировки, а оттуда нас иногда даже чуть не силой выгоняли — занимались, пока не стемнеет. Поколения меняются, и пока не в лучшую сторону. Уважение к старшим совсем другое. Не припомню, чтоб кто-то мог на тренировке старшему что-то ответить, а сейчас молодые любому могут уже ответить: тренеру, директору — кому угодно, без проблем. Не говоря уже про старших. Совсем другое поколение. Может быть, мы для еще более старших выглядели так же. Может, нас так же сравнивали с собой предыдущие поколения? Но все-таки, соблазнов у теперешних ребят больше. Мы начинали играть не за деньги, а за имя. А уже только после того, как у тебя что-то получалось, ты мог чего-то просить. Теперь же в большинстве своем люди сразу же начинают чего-то требовать, не сделав толком ничего. Может, проблема в этом.
— Мысли, скажем так, у ребят не только о футболе?
— Понятное дело, что все обязанности игроков должны прописываться в контрактах. Но самое главное, как мне кажется — это все-таки желание. Если его нет, то никто никогда в жизни не заставит человека хорошо играть и выкладываться на 100%. Даже из-под палки. Для успеха необходимо немного таланта, а все остальное — это работа. Но без таланта тоже очень тяжело, одним трудом взять. Но с другой стороны лучше держать в команде среднего игрока, который полностью выкладывается и все выполняет, чем талант, который может на тебя наплевать.
— Сейчас для молодежи сложнее попасть в команду, чем в твои молодые годы?
— Просто когда мы попадали в первую команду, то пробиться было довольно сложно. Наверное, даже нам тяжелее приходилось на тот момент. Ведь тогда у нас и тренер был российский, и легионеров хватало. Да и деньги были сумасшедшие в команде. Получалось, что играл тот, кто больше получал. А как тогда было сказать человеку, что молодой, к примеру, играет за 50 долларов, а ты, опытный, за 500 не играешь? Да и у меня в конкурентах были Василюк со Стрипейкисом. А у Миши Мартиновича — Матвейчик с Шутовым. Как там было попасть в состав? Пытались, старались. По крайней мере выходили, играли, получалось. Так что в тот момент точно было тяжелее, чем сейчас, — цитирует Суховеева официальный сайт «Славии».