Александр Главацкий: «В последние годы наша легкая атлетика буквально погрязла в «чудо-таблетках»
Старший тренер сборной Беларуси Александр Главацкий по прыжкам посетовал на проблемы с финансированием детско-юношеских школ.
— Ольга Сударева, Анастасия Мирончик–Иванова, Вероника Шуткова — эти имена прыгуний в длину у всех на слуху. У мужчин есть Алексей Цапик, Дмитрий Плотницкий. Появляются новые имена в прыжках в высоту. Например, Андрей Чурило в прошлом году выиграл «золото» на юниорском чемпионате мира. Андрей Скобейко два месяца назад на первенстве Европы среди юниоров стал вторым. Перспективна Валерия Богданович... Словом, в прыжках, как и в метаниях, некоторых беговых дисциплинах, традиции остались. Но в то же время и проблемы всей нашей легкой атлетики очевидны. Выступление на чемпионате мира в Москве, стоит признать, не стало неожиданностью. То, что подобная неудача случится (сейчас, на год–два раньше или позже), было понятно давно. На это указывало все, что происходило в нашем виде в 2000–х. Без людей легкой атлетики быть не может. Нужна команда, в которой спортсмены и тренеры объединены одной целью. У нас же в последние годы этого не было, и какой–то четкой стратегии развития легкой атлетики не прослеживалось.
Одна из самых главных проблем, на мой взгляд, — недостаточное финансирование детско–юношеских спортивных школ. В мое время, когда я делал первые шаги в легкой атлетике, мы время от времени выезжали на сборы, исправно получали кроссовки, костюмы, шиповки. У нас всегда был инвентарь. Сейчас этого практически нет. Возможность куда–то выехать предоставляется только тренерам высшего звена, и то они могут взять с собой не всех своих воспитанников, а только двух–трех самых лучших. А чтобы получить форму, минимум надо заниматься в школе высшего спортивного мастерства — то есть быть уже взрослым спортсменом. Детско–юношеские спортивные школы стоят на коленях и думают только о том, как бы прожить еще хотя бы немного. Дети, не получая всего необходимого в ДЮСШ, идут к родителям. А у тех голова забита совсем другим, да и не всем достаток позволяет постоянно покупать ребенку все необходимое для занятий спортом. Вот и получается, что многие дети со спортом завязывают, так толком его и не распробовав.
Детские тренеры на ставку зарабатывают копейки. А это приводит к тому, что первое — специалисты не имеют стимула к качественной работе и второе — они впрягаются на две ставки, берут себе подработки. Таким макаром зарплату, которая позволяет более–менее нормально существовать, себе наскребают, но говорить о качестве тренировочного процесса, понятное дело, уже не приходится. Невозможно 50 человек тренировать и каждому уделить внимание. Тренеры идут по пути наименьшего сопротивления. Например, дают установки вроде: бегите отсюда и до обеда или вот вам мяч — что хотите, то и делайте. С таким отношением специалистов, работающих со сменой, что можно ожидать от легкоатлетов, когда они приходят во взрослый спорт? Тренерам высшего звена приходится учить многих девушек и ребят самым азам. Они либо дают всем по чуть–чуть, либо концентрируются на нескольких наиболее талантливых, а остальные уже оказываются не у дел.
Добавьте ко всему этому, что некоторые тренеры в погоне за медалями юниорских, молодежных стартов не чураются пичкать своих воспитанников «чудо–таблетками»... Давайте говорить прямо: в последние годы наша легкая атлетика буквально погрязла в этом. Сколько случаев, когда ловили. А скольких еще не поймали! Чтобы дети бежали быстрее, метали дальше, прыгали выше, тренеры кормят их запрещенными препаратами. Спортсмены, которые могли бы созреть естественным путем, искусственно подводятся раньше времени — в результате попадают во взрослый спорт «грязными». И вывести их на высокий уровень уже невозможно — для национальной команды они оказываются потерянными. Раньше на проблему закрывали глаза. Но сейчас за устранение этого бардака взялись со всей основательностью. И Национальное антидопинговое агентство, и федерация легкой атлетики держат все эти процессы на жестком контроле. Да, возможно, несколько ближайших лет, пока детские тренеры перестроятся в своей работе, нам придется очень плохо. Но этот путь — единственно правильный. Легкая атлетика начнет возрождаться только тогда, когда в ней все станет чисто и прозрачно, — цитирует Главацкого «Советская Белоруссия».