Юрий Сиваков: «У людей западает язык, и они не думают, как сказать, а озабочены тем, что хочет услышать президент»
Экс-министр спорта Юрий Сиваков рассказал о страхе, который испытывают чиновники перед президентом страны.
— Сегодня обсуждают, что уже нет молодой смены. Достаточно ли внимания в ваше время уделялось подготовке резерва?
— Мы когда-то гордились, что имели 118 детско-юношеских районных школ олимпийского резерва. Но тренеры на то время получали зарплату по 100-200 тысяч. Плюс почти не было надлежащего оборудования. Эта проблема была, но она не решилась и сегодня. Но пока еще точка возврата не пройдена. Я не знаю нового министра Шамко, но иногда мне приходится общаться с курсантами института МЧС. И они хорошо о нем отзываются: что умный, молодой генерал. Вот когда он все это поймет и наберется смелости отстаивать свою точку зрения, тогда будут изменения к лучшему.
— Проблемы, о которых вы говорите, глобальные. Но министр недавно на заседании с участием президента не смог слета назвать соревнования 2013 года, в которых планируется завоевание медалей.
— Когда я был в Администрации президента заместителем главы, как-то Мясникович задержался минут на двадцать. Мы тогда собирались на одно мероприятие. Я его жду внизу. Он выходит и говорит: «Извини, задержался, с президентом разговаривал». «Ну и как?» - Спрашиваю. «Тыкни два пальца в розетку, подержи 20 минут и поймешь, какие впечатления». Вот это называется страх. Когда у людей западает язык, и они не думают, как сказать, а озабочены тем, что хочет услышать президент. По этому поводу хорошо написала в книге «Секс в большой политике» Ирина Хакамада. Разговор шел о эпоху Ельцина. По ее мнению, в политике действовали принципы «уловить, угадать и угодить». То же самое сегодня ведет нас к плачевным результатам, и не только в спорте.
— Но чувство страха не добавляет чиновнику свободы. Решать серьезные задачи в таком состоянии, пожалуй, непросто.
— Высший пилотаж — это когда подчиненный боится не тебя, а боится тебя в чем-то подвести. Это называется ответственность. А если присутствует страх — это плохо. Расскажу про пример из моего опыта. Я после Олимпиады в Афинах вышел на доклад к президенту. Сформулировал выводы и то, что нужно делать в дальнейшем. Мне было сказано:
— Министр, вы о чем говорите?
— О перспективах.
— Вы должны здесь покаяться, а не о перспективах говорить.
Вот и весь разговор. Поэтому все просто боятся, а боязнь заставляет лгать, преувеличивать, выдавать желаемое за действительное. А в итоге это потом проявляется в негативных моментах, — цитирует Сивакова «Еврорадио».