Марш турецкого отложен до Стамбула?
За день до первого матча 1/16 финала Лиги Европы БАТЭ —«Фенербахче» в Германии умер уроженец Рогачевского района Фридрих Незнанский — автор знаменитого «Марша Турецкого». Название произведения давно уже стало именем нарицательным, поэтому, не боясь впасть в банальщину, используем его и для этих заметок.
Перенесенный из Минска в Гродно по причине вставшего на ремонт стадиона «Динамо» поединок оставил чувство недосказанности. Нулевая ничья заставляет думать о шансах сторон через неделю в Стамбуле вплоть до воспаления мозга. Оба главных тренера видят в таком результате свой позитив: БАТЭ не пропустил дома, «Фенербахче» не пропустил вдесятером.
Борисовская команда уже с четвертой минуты имела численное преимущество после удаления португальского полузащитника гостей Рауля Мейрелеша, но так и не сумела им воспользоваться.
«Конечно, когда 90 минут имеешь преимущество в одного игрока, его надо реализовывать, — скажет главный тренер БАТЭ Виктор Гончаренко на пресс-конференции по окончании встречи. — Присутствует небольшое разочарование, что не удалось победить... В численном большинстве необходимо быстрее работать с мячом в центре поля. Мы медленно разворачивали свои атаки, поэтому не было нужного давления».
Лишний игрок у БАТЭ пока получается именно лишним. С ним у борисовчан вообще произошла катастрофа не далее как в декабре, в заключительном матче группового этапа Лиги чемпионов против «Баварии». При счете 1:0 в пользу мюнхенцев хозяева «Альянц-Арены» лишились Боатенга, но вместо погружения в панику утроили преимущество.
С другой стороны, а не помогло ли удаление Мейрелеша сохранить «сухость» хозяйских ворот, что с удовлетворением отметил Гончаренко? Не пришлось ли бы вынимать три мяча, как «Наполи» в домашнем матче против «Виктории» (в 1/8 финала на победителя именно этой пары попадет либо БАТЭ, либо его оппонент). Физическую форму турки в меньшинстве продемонстрировали превосходную. Сразу видно, кто только вкатывается в сезон, а кто давно «в теме». БАТЭ за два сбора в Белеке провел целых семь спаррингов, из них четыре сдвоенных («Зенит» — «Пахтакор» и «Литекс» — «Милсами»), плюс ряд игроков был вызван в сборную на товарищеский матч с Венгрией. И все равно до оптимальных кондиций чемпиону пока далеко.
Поэтому в ответном матче будет важна каждая околофутбольная деталь. Виктор Гончаренко не перестает повторять, что санкции, наложенные на соперника (матч 21 февраля в Стамбуле пройдет при пустых трибунах из-за вызывающего поведения фанатов «Фенербахче» в последнем поединке группового турнира ЛЕ), бьют и по БАТЭ. С одной стороны, отрезаны оказались болельщики, уже успевшие заказать авиа- и автобусные туры на Босфор, с другой, главный тренер БАТЭ не может себе представить, как можно играть матч такого уровня при пустых трибунах. Прямым текстом он заявил, что хотел бы повариться в этом «котловане» (правильнее в котле, но здесь тот редкий случай, когда неправильное звучит емче) и прочувствовать боление по-турецки. Мол, команда привыкла играть на выезде при бешеной зрительской поддержке соперника.
На самом деле не факт, что БАТЭ выбрался бы из этого «котлована». Психология — штука тонкая, а борисовская команда пережила в межсезонье очередное обновление. Пустые трибуны — это сейчас привычная, можно сказать, почти родная обстановка для БАТЭ, 16 февраля отправляющегося в Турцию уже на третий сбор. А вот соперник как раз может оказаться не в своей тарелке. Слова их тренера Айкута Коджамана о том, что поддержку своих болельщиков его команда все равно будет чувствовать, следует воспринимать как фигуру футбольной поэзии. От эмоций у южных футболистов может зависеть решительно всё. Так что либо «котлован», либо прагматика с прицелом на 1/8 финала.
Матч в Гродно неожиданно выявил корректировку игры Александра Глеба. Если раньше удару по воротам даже из выгоднейшего положения он предпочитал пас партнеру, то за первые 15 минут Глеб нанес целых три удара. Захотелось даже заглянуть в его новый контракт: уж нет ли там пункта о минимальном количестве ударов за игру? В отсутствие терминатора (в смысле завершителя атак) Ренана Брессана иного выхода у Глеба нет. Впрочем, на весь матч его пока не хватило, и примерно за 12 минут до финального свистка Гончаренко выпустил молодого Вадима Курловича — для сцепления полузащиты и атаки.
На исправление ошибок у борисовского штаба осталось уже меньше недели. Турецкая тишь — самое место для размышлений. Гончаренко пожелал скоро вернуться на стадион «Неман». Не прочь туда вернуться и все те, кто был там слабоморозным, но промозглым вечером Дня святого Валентина. Обслуживающему персоналу тоже есть смысл поработать над устранением недочетов: состав хозяев был назван первым, секундомер на табло запущен с четырехсекундным опозданием, вдоль ряда для прессы могли гулять все желающие, а сам ряд неудобно расположен в углу поля. Некрасивым вышел и эпизод, когда стюард (судя, однако, по жесту, переодетый блюститель порядка) пытался помешать игроку «Фенербахче» бросить майку в сектор турецких болельщиков.
И еще. За всю историю выступления в еврокубках БАТЭ только однажды начинал двухматчевое противостояние с домашних нулей. Было это в 2010 году в третьем квалификационном раунде Лиги чемпионов против «Копенгагена». На выезде борисовчане уступили 2:3 и опустились в Лигу Европы. Там БАТЭ выступил успешно, дойдя до 1/16 финала. Но тот матч в Дании по-прежнему вспоминается с досадой. Не хотелось бы исправлять точку на запятую и дописывать Стамбул.
БАТЭ — «Фенербахче» — 0:0 |
Дмитрий ВЛАСОВ