Николай Кручинский: «Могут ли у Ирины Ятченко забрать бронзовую медаль? Теоретически могут»
Бывший руководитель Национального антидопингового агентства Беларуси Николай Кручинский прокомментировал допинговый скандал с участием белорусской спортсменки Ирины Ятченко.
— Почему в 2004 году допинг-препарат не был обнаружен в организме спортсменки, а произошло это лишь спустя восемь лет? Очень просто! Появились новые методики. Во Всемирном антидопинговом кодексе прописано восьмилетнее хранение проб, и право МОК — вскрывать их или не вскрывать. Через год после Олимпиады-2008 в Пекине была перепроверка проб, и, насколько мне известно, легкоатлет из Катара был лишен золотой медали. Та же ситуация и с белорусским спортсменом Иваном Тихоном. То есть, схема начала работать. Другое дело, что в данном случае применение допинга обнаружили не через год и даже не через четыре года, а спустя восемь лет. И вот здесь уже возникает некая юридическая коллизия. Потому что таких прецедентов еще не было.
— Спортсменке, наверное, будет трудно будет что-то оспорить? Прошло столько время…
— Безусловно. Это та ситуация, когда антидопинговая деятельность не лишена определенных недостатков и шероховатостей. Давайте будем исходить из того, что до сих пор не выработано четкого определения понятия допинга. Существует восемь антидопинговых правил. До сих пор 1 статья Кодекса гласит о том, что спортсмен отвечает за все, что в его организм попало. Юридически не соблюдена презумпция невиновности. Поэтому лично мое отношение к этой ситуации крайне неоднозначное.
— Уже пошли разговоры о том, что против белорусских и российских спортсменов существует определенный заговор...
— Да нет никакого заговора! Просто спортсмены в других странах меньше стали использовать запрещенные препараты, а тренеры научились лучше тренировать.
— Могут ли у Ирины Ятченко забрать бронзовую медаль?
— Теоретически могут, — приводит слова Кручинского «Народная Воля».