Анатолий Капский: уметь терпеть
Сильнее первого впечатления нет ничего. Именно поэтому мы до сих пор вспоминаем победы футбольной сборной над голландцами в 1995 году (отборочный турнир чемпионата Европы) и хоккейной — над шведами (олимпийский турнир в Солт-Лейк-Сити).
Из всех выходов борисовского БАТЭ в групповой турнир Лиги чемпионов самый памятный тот, который случился в 2008 году. И не потому, что он состоялся по старым правилам отбора, а потому, что он был первым. И первое очко, добытое БАТЭ в группе (в матче с «Ювентусом»), из памяти не стирается, как, собственно, и досада, что упустили тогда победу. Которую пришлось потом ждать очень долго.
Судьба вернула должок 19 сентября в Лилле, когда белорусский клуб провел сеанс шоковой терапии уже все решившим для себя французам. Победа 3:1 становится в ряд незабываемых впечатлений. Нет смысла гадать, как сложится судьба БАТЭ в нынешнем сезоне ЛЧ (следующий соперник, немецкая «Бавария», теперь разберет его игру не по косточкам — по молекулам и атомам). Но те, кто ЭТО видел, всегда будут помнить. Потому что она, победа на Grand Stade Lille Metropole, была первой, красивой и поучительной.
В самолете на Минск нападающий борисовчан Виталий Родионов, наколотивший в нынешнем розыгрыше уже пять мячей (четыре в квалификации и один в Лилле), признался, что опустошен. Закон природы: изматывает волна не только отрицательных, но и положительных эмоций. И еще неизвестно, какая сильнее…
Председатель правления клуба Анатолий Капский в интервью корреспонденту Naviny.by эмоциями тоже не фонтанировал. Остались спокойствие и уверенность в правильности и нужности избранного пути. Все остальное сказано на стадионном табло и в шокированных французских газетах, дружно описавших случившееся словом «кошмар».
— В ночь после победы поспать удалось?
— Наверное, часа три.
— Какие мысли одолевали?
— Да все нормально, думаем о следующей игре (с минским «Динамо». — Naviny.by).
— Французы назвали матч «березиной», «кошмаром», «шоком». Какими словами охарактеризовали бы его вы?
— Не хочется проводить какие-то параллели. Футбол — это игра, а не война, и то, что было когда-то, — это давно прожитое. После тех событий отношения белорусов и французов добрые. Это можно вспоминать как историю героизма нашего народа, но переносить на футбол не стоит. Просто, наверное, то, что мы сегодня делаем, то, что у нас получается, — это какой-то генетический код, который остался от тех людей, которые в том числе тогда воевали. Но это без применения к нациям, с которыми мы играем.
— Насколько неожиданным был для вас лично результат и первый тайм в частности, который главный тренер Виктор Гончаренко назвал идеальным?
— Мы надеялись на хороший результат. По крайней мере, в этой игре выходили воевать за очки. То, что случилось в первом тайме, естественно, было приятным сюрпризом. Именно сюрприз даже не с точки зрения забитых голов, а с точки зрения качества игры. Потому что играли в гостях с очень квалифицированной командой, с «тренерской» командой. Но в этой игре наша команда была более «тренерской».
— Вам не кажется, что Гончаренко просто переиграл своего оппонента психологически и тактически?
— Не стоит об этом говорить, так как сыгран всего один матч. Игры бывают разные: можно забить три мяча, а можно играть очень хорошо, но столько не забить не удается. У нас сильный тренерский штаб, и в успехах нашей команды его заслуга огромна. Это серьезная тренерская бригада, которая, во-первых, всегда имеет цель, знает, чего хочет, а во-вторых, у нее очень серьезно организован процесс изучения соперника и подготовки к матчам. Поэтому для меня ничего удивительного нет.
— Еще в день жеребьевки группового этапа один из функционеров «Лилля» заявил, что БАТЭ играет лучше, чем можно судить по его репутации, а французские СМИ, несмотря на поражение, продолжают называть борисовский клуб слабейшим в группе…
— Позади только первый тур, и далеко идущие выводы здесь делать нельзя. То, что мы умеем играть в футбол, мы знали и без этого матча. А слабые — не слабые… Они, наверное, имеют право так считать, потому что все-таки несопоставимы возможности клубов с точки зрения финансирования, возможности приглашать игроков очень серьезного уровня. Но очень важный момент: за наши деньги, с нашим бюджетом мы умеем находить хороших футболистов. Все люди, которые к нам приходили, в нашей команде играли гораздо лучше, чем в своих предыдущих клубах.
— Правильно ли будет говорить, что проведенная БАТЭ в этом году селекция — лучшая за все время?
— Можно говорить по-разному. Я не хочу нарываться на какие-то возражения, потому что кто-то скажет, что было приобретено больше игроков, но не все они играют, не все вписались. Тем не менее, скажу честно, что мы с точки зрения результата разочарованы только в Майконе, а на остальных ребят, которых приобрели, рассчитываем в будущем. Мы довольны отношением к делу и Бадояна, и Горгиевски, который сейчас играет в «Сконто». За качество этой селекции говорит то, что мы смогли убедить в эффективности перехода в нашу команду Сашу Глеба, и все минусы, которые, возможно, были, это решение перевешивает.
— В последней квалификации ЛЧ временами было очень тревожно, тем не менее ее удалось пройти без фатальных спадов в игре…
— Игры в квалификации — особая статья. Они априори очень сложные, очень большое давление на команду. Мы прошли эти этапы и заслуженно стали в них победителями. Давайте не будем забывать, что квалификацию мы в основном проводили без важных для нас игроков, которые были в олимпийской сборной. Это раз. А второе, мы уже были научены горьким опытом прошлого года и подбирали людей исходя из того, чтобы они были командными игроками, которые умеют терпеть, болеть за командные интересы, даже если не попадают в состав. В этом плане в нынешнем году у нас потрясающий коллектив, потрясающая скамейка, потрясающая раздевалка. Играешь ты или не играешь — все как единое целое. За счет этих решений мы имели вариативность и полноценный состав в матчах плей-офф. Обжегшись на молоке, дуешь на воду, поэтому мы, учитывая прошлогодние проблемы, постарались компенсировать селекцией в этом году.
— Можно ли быть спокойным за отсутствие эйфории перед следующими матчами?
— Нужно знать наш коллектив и процессы, которые в нем происходят. Этого не даст сделать, во-первых, тренерский штаб, который, хоть и молодой, но очень уважаемый и очень строгий. Во-вторых, опять хочу сказать про коллектив. Это люди, которые понимают, что нужно играть каждый матч и пытаться прогрессировать от игры к игре. Наоборот, сыграв уверенно с «Лиллем», ребята еще больше будут стремиться улучшить качество игры и добиваться хороших результатов в каждом туре. Поэтому не стоит думать, что ребята выйдут на поле с шапкозакидательскими настроениями.
— Ставилась ли общая задача на эту Лигу чемпионов, и, если да, изменилась ли она после этой победы?
— Мы не проводили собраний в общепринятом понимании. Мы просто разговаривали индивидуально с игроками — и тренерский штаб, и я. Мы чувствуем настроение в команде. Иногда есть вещи, о которых не стоит говорить. Мы просто чувствуем, что у нас есть возможность и огромная мотивация играть матчи группового турнира на более качественном уровне. Исходя из этого, как говорится, работай, верь в партнеров, верь в себя, и что Бог даст.
— Удалось ли осмотреть новый стадион, на котором «Лилль» принимал БАТЭ, и, может, сделать какие-то пометки для себя в преломлении на строительство арены в Борисове?
— Лучше это сделают специалисты в клубе. В нашей структуре достаточно серьезное разделение труда, и есть люди, которые этим занимаются: Николай Воробьев (заместитель генерального директора по техническим вопросам. — Naviny.by) и Наталья Марченко (начальник департамента развития. — Naviny.by). Удалось посмотреть и стадион, и базу «догов». Очень интересно это все выполнено, очень удобно, компактно. Они сделали базу, выкупив старую сельскохозяйственную ферму. Сохранили исторические архитектурные решения и сделали великолепный тренировочный центр, где работают главная команда и две дублирующие. Мы договорились с президентом клуба, что нашим специалистам дадут возможность это все оценить. Могу сказать, что арена в Лилле удобная, сделана разумно и за разумные деньги. 280 млн. евро — это, наверное, не сравнивается с теми затратами, которые сегодня декларируются, скажем, в России на строительство в рамках подготовки к чемпионату мира. Ничего лишнего нет, без помпезности и интересно с точки зрения архитектуры. Поэтому, конечно, есть чему учиться. Я бы эту арену поставил в один ряд с теми, на которых довелось побывать раньше: «Сантьяго Бернабеу», «Камп Ноу», «Сан Сиро», «Эштадиу да Луж». Никогда не подумаешь, что он может вместить более 50 тыс. болельщиков…
Дмитрий ВЛАСОВ