Александр Ванхадло: Надежде Остапчук допинг-препарат подсыпал в еду тренер (обновлено)
![](http://www.21.by/pub/news/2012/09/1347364323530372.jpg)
Как сообщил сегодня директор Национального антидопингового агентства Александр Ванхадло, в ходе расследования дела о применении допинга спортсменкой Надеждой Остапчук был установлен факт несанкционированного назначения препарата ее тренером Александром Ефимовым.
- Было получено признание тренера Александра Ефимова в том, что он, опасаясь за недостаточно высокий результат Остапчук, добавил в пищу спортсменки запрещенное вещество без ее ведома, - сообщил Александр Ванхадло. - Вероятно, это случилось 30 июля, на тренировочной базе...
- Расследование началось 14 августа и было довольно сложным, - рассказал на пресс-конференции директор Национального антидопингового агентства Александр Ванхадло. - Перед нами стояло много вопросов. Всех интересовало: каким образом запрещенный препарат попал в организм спортсменки? Дело в том, что за шесть месяцев 2012 года Остапчук сдавала допинг-контроль 15 раз - как белорусским допинг-офицерам, так и международным. Допинговые препараты, как правило, применяются длительный период (это не день и не неделя), так что времени на прием препарата у спортсменки фактически не было. Последний раз ее проверяли 30 июля, и взятая проба была отрицательной. До этого она проходила контроль 6 июля, 17 июля… Поэтому нужно было исследовать главный вопрос: когда препарат мог попасть в организм спортсменки?
По словам Ванхадло, у них появилась версия о третьих лицах, которые могли поспособствовать тому, что допинг-препарат оказался в организме легкоатлетки.
- Надежда категорически отрицала применение запрещенного вещества, приводила множество доказательств, и тогда мы провели определенные мероприятия. Не хочу их все раскрывать, но там были и дополнительные допинг-пробы даже у тренеров и массажистов, и экспертиза лондонских анализов с определением концентрации вещества. В результате расследования, которое завершилось в минувшую пятницу, был установлен факт несанкционированного назначения запрещенного препарата спортсменки ее персоналом без ее ведома. Получено признание тренера спортсменки Александра Николаевича Ефимова в том, что 30 июля после последнего прохождения допинг-контроля он, опасаясь за недостаточно высокий результат подопечной, добавил в пищу Остапчук запрещенное вещество, но ей об этом ничего не сказал. Исполком Федерации легкой атлетики совместно с дисциплинарной комиссией нашего агентства принял следующее решение: дисквалифицировать Александра Ефимова на 4 года, Надежду Остапчук - на 1 год. Данное решение оформлено и отправлено в Международную федерацию легкой атлетики. Там будет вынесен окончательный вердикт.
- Каким образом было получено признание тренера Надежды Остапчук и не является ли это признание неким громоотводом для спортсменки, у которой сложилась репутация успешной?
- Это никакой не громоотвод, потому что спортсменка все равно получает дисквалификацию. И я не буду вдаваться в подробности, каким образом получено признание. Но уверяю, что признание получили добровольным путем. Никто не заставлял человека писать заявление. Мы просто нашли доказательные факты, и тренер был вынужден признаться.
- Возможно, в данном случае подставили и тренера?
- Если человек сам признался в том, что он подсыпал запрещенный препарат, то, наверное, такую версию даже рассматривать не надо.
- Препарат, который был обнаружен у Надежды Остапчук, не давал никакого эффекта при краткосрочном применении. Какой смысл был его давать спортсменке?
- Я не знаю, помог ли этот препарат, но это вещество действительно длительного действия. Концентрация его была незначительной. Это говорит о том, что 30 июля его дали в очень небольшом количестве. Возможно, для того, чтобы быстрее вышел из организма. Но, думаю, что больше это было сделано для того, чтобы тренер себя чувствовал увереннее, а не спортсменка.
- Как Александр Ефимов объяснил свой поступок? Ведь препарат очень древний…
- Тем, что не был уверен в достаточном преимуществе спортсменки. Может быть, дали тот препарат, какой был.
- Не смогли достать лучшего?
- Не думаю, что они старались достать какие-то вещества. Но есть одна особенность, почему этот препарат разрешенно находился у Ефимова. Подробности раскрывать не буду, они к делу не относятся. Это связано с медициной. Но, повторюсь, сама Надежда действительно не знала, что принимает какой-то препарат.
- Когда тренер дал признательные показания?
- Не сразу. Мы именно и продлили расследование, потому что у нас тогда появились новые обстоятельства дела. Вот эти новые обстоятельства и были признанием Ефимовым.
- Какими доказательствами вы обладали против тренера?
- Я не могу вам об этом сказать.
- Это тайна?
- Любое расследование – это тайна.
- Где подсыпали допинг-препарат?
- Видимо, на тренировочной базе.
- Как Надежда Остапчук восприняла результаты расследования?
- Это, наверное, лучше спросить у нее. Но знаю, что, несмотря на дисквалификацию, она будет продолжать спортивную карьеру. Год в олимпийском цикле – это не такой большой срок. Три года для подготовки к следующей Олимпиаде, думаю, достаточно.