Юрий Кривохижа: «Салей был тем человеком, который мог что-то изменить в Беларуси»
Белорусский специалист, основатель хоккейной академии «INTernational ELite Hockey Academy» в Питтсбурге Юрий Кривохижа пожелился мнением о проблемах белорусского хоккея, а также признался, что мог бы продолжить работать в Беларуси, если бы жив был Салей.
— Арены в Беларуси строят, а сборной до прогресса пока далеко...
— В Америке в свое время было то же самое. Еще при мне ее сборную «бомбили». Начинать с детей и вкладывать в них больше, чем в сборную, — приоритетная задача. Кроме того, важно искать тренеров. Нет никакого смысла платить серьезные деньги не очень квалифицированному наставнику. Лучше найти специалиста (не алчного, а готового помочь), сведущего в хоккее, чтобы он отбирал кадры. В том числе ездил по глубинке. Возможно, необходимо приглашать тренеров из России. Если там есть достойные и готовые на переезд — я ж не знаю. Американцы, когда становились на ноги, не чурались брать канадцев, финнов, шведов. Они вообще в корне изменили систему подготовки, дали ребятам больше возможностей. Если ты не подходишь под высшую программу «ААА», то можешь заниматься рангом ниже — «АА». Или в третьей группе — «А». Кто-то только с годами набирает мастерства и пробивается в лидеры. Поменяли весь менеджмент, организовывали семинары, советовались. Вся информация собиралась воедино. В итоге в середине девяностых они выстроили систему, которая теперь дает плоды. Здесь никто никого не душит: «Срочно дай результат любой ценой!». Все прекрасно понимают, что нужно время. Тренеров на ковер не вызывают, дают несколько лет, чтобы они спокойно вели свой возраст. Да, хочется всего сразу, но так не бывает.
Мы вот с Салеем беседовали на эту тему. Я был на последних играх Руслана в НХЛ против «Сан-Хосе». Потом ездил к нему домой, мы о многом говорили, в том числе о проблемах белорусского хоккея... Думаю, Руслан был именно тем человеком, который мог бы здесь что-то изменить. Мы с ним обсуждали некоторые варианты, планы. Сроком на четыре-шесть лет. Необходимо просто потерпеть. И Америку открывать не надо — в Америке все уже открыто. Правда, в Беларуси менталитет другой. Слышал, в 14-15 лет парни не думают, как пробиться наверх, а выбирают, где лучше контракт. В наши времена первоочередная мысль была — попасть в главную команду.
— А вы могли бы вернуться в Беларусь и окунуться в проблемы детского хоккея?
— Это непростое решение, ведь у меня в Америке семья... Хотя, наверное, мог бы, если бы жив был Салей. За этим человеком вообще пошли бы многие. Деньги есть, ресурсы тоже. Просто надо грамотно всем распорядиться. Доверить это человеку, который знает, что и зачем делает. Таким был Руслан. Спрашивал у него: «Что будешь делать, когда закончишь?» Он отвечал: «Не знаю...» Но видно было, что ему хотелось поднять хоккей здесь, в Беларуси. По большому счету, ситуация еще не столь плачевная. Но критический момент все ближе. Если не спохватиться, будет, как на Украине, — цитирует Кривохижу «Прессбол».