«Дакар» жизни и смерти
выставка достижений мирового автопрома в экстремальных условиях
В 2006 году читатели «Р» встречались с известным белорусским гонщиком Геннадием Драпкиным, выступавшим, и небезуспешно, в советские годы на чемпионатах Европы среди грузовиков в кольцевых гонках на шоссе. И вместе с ним мечтали о возвращении МАЗа на большую спортивную арену. 2 года назад мечта стала реальностью. Была создана команда «МАЗ-СПОРТавто», принявшая участие в ряде международных соревнований. А в прошлом месяце она дебютировала и в самом престижном ралли-рейде мира — «Дакаре». Впечатлениями о легендарном автомарафоне и планами на будущее с корреспондентом «Р» и поделился ее руководитель Валерий КОЗЛОВСКИЙ (на снимке).
— Мне довелось быть штурманом предыдущей заводской команды — «МАЗ-Яровит», — рассказывает Валерий Петрович. — Поэтому некоторые организационные и технические наработки к дебюту в «Дакаре» мы уже имели. А самым сложным при подготовке к нему было то, что у нас напрочь отсутствовал опыт участия именно в этом ралли-рейде, аналогов которому в мире нет и быть не может. За плечами уже было выступление в двух российских ралли-рейдах «Шелковый путь». Но испытание тяжелым латиноамериканским бездорожьем — это совершенно другая планета. Со своими климатическими, природными, рельефными и иными особенностями. Когда столкнулись с ними на первых этапах гонки, было откровенно страшно. Адреналин просто зашкаливал. И, разумеется, готовясь к этому автоэкстриму, мы основательно доработали, усилили или заменили некоторые узлы и детали двух наших болидов. Начиная с подвески и рамы и заканчивая двигателями и кабиной в одном из них.
— Чем отличались маршруты, проложенные в каждой из трех стран — организаторов этого авторалли?
— Аргентина имела больше скоростных участков, но нас изначально предупредили, чтобы не лихачили, так как местные грунты весьма неустойчивы. И действительно, гонщиков ожидали плывущая земля по обочинам трассы и огромное количество острых камней. Еще большие проблемы доставили Чили и Перу, схожие между собой по многим параметрам. Они имели очень сложные горные спецучастки, подчас заводившие нас в ущелья, что скорее напоминало трак-триал. Встречались также заваленные большими камнями высохшие русла рек, продвигаться по которым иногда можно было только «на ощупь». Некоторые горные повороты в Андах, ширина которых была уже колесной базы грузовиков, проходили только с 4—5-й попытки. И, конечно, нас еще поджидали отрезки с дюнами и барханами, несколько типов песков самой сухой пустыни мира — Атакамы. Преодоление некоторых крутых склонов с подвижными песками стало ахиллесовой пятой для многих гонщиков. На седьмом этапе в Чили до финиша вовремя не дошли половина участников…
— Какие технические проблемы чаще всего возникали у МАЗов в «Дакаре»?
— Больше всего допекали проколы из-за острых камней. Было обидно и досадно, когда обходишь соперников, прибавляешь скорости, и тут пробивается колесо. Вынужденная остановка минимум минут на 20. И отнюдь не простая замена шины, а в облаке пыли обгоняющих тебя конкурентов и в жару, зашкаливавшую за 40 градусов. Дышать нечем, а подчас еще и в темноте, наступавшей здесь уже в семь часов вечера. Случалось, у нас «раздевались» колеса, когда уменьшали в них давление для лучшей проходимости в песках. Но это уже данность «Дакара», с которой сталкивались все его участники.
— Каков был обычно расклад вашего соревновательного дня?
— В зависимости от протяженности этапов, их лиазона, то есть доезда, и спецучастков, чаще всего стартовали в 5—7 часов утра, а однажды и вовсе после обеда. Финиш часто заканчивался прямо у бивуака. Случались и очень утомительные перегоны по лиазону. Приезжали и засветло, и затемно. На постое первым делом занимались обслуживанием и ремонтом техники. И только потом были ужин и душ. На отдых и сон, которые изредка приходились и на местные гостиницы, у пилотов и механиков оставалось по 4—5 часов, а у штурманов и того меньше, так как им еще предстояло осмыслить и изучить маршрут очередного этапа. Чтобы лучше подготовиться к нему, чаще всего оставались в бивуаке, а засыпали под визг «болгарок» и в свете огней сварочных аппаратов.
— Что наша команда почерпнула для себя ценного из опыта соперников?
— Подмечали у них некоторые технические и состязательные нюансы. А вот в организационном плане пригодилось участие в ралли «Шелковый путь», так как в «Дакаре» его участники в основном должны были управляться собственными силами. Если у кого-нибудь случались поломки или аварии на этапе, от организаторов он мог рассчитывать только на медицинскую помощь. Остальные проблемы — ремонт техники, доставка ее в бивуак и т. д. — нужно было решать самостоятельно, при содействии конкурентов или просить помощи у местных организаций, жителей. А гоночный пелетон в это время уходил вперед. В общем, все по известному принципу: спасение утопающих — дело рук самих утопающих. К слову, две наши технички не раз доставляли в бивуак на своих лафетах разбитые или неисправные внедорожники, квадрациклы и мотоциклы.
— Самые яркие впечатления, которые у вас оставило знакомство с южноамериканским континентом?
— В первую очередь это сам автомарафон протяженностью почти 8,5 тысячи километров. Очень тяжелый, непредсказуемый, как триллер, и даже с трагическим исходом. Ведь за 33 года его проведения в Африке и Латинской Америке уже погибло более 50 гонщиков и зрителей. «Дакар-2012» также пополнил этот мартиролог. Неудивительно, что многие именуют его гонкой жизни и смерти. Но это, так сказать, изнаночная сторона. Внутренняя — это достопримечательности стран-организаторов и, конечно, их приветливые жители, поддерживавшие гонщиков по пути следования. А перед последним, 14-м, этапом и вовсе защемило в груди: перед стартом многие хозяева — волонтеры состязаний, словно прощаясь, низко поклонились, отдавая честь его участникам, дошедшим до финиша этого изнурительного испытания. И, разумеется, наша команда премного благодарна всем отечественным болельщикам, родным и друзьям, переживавшим за нас. Отмечу также, что «Дакар» — это чисто коммерческое мероприятие, а по сути, состязательная выставка достижений мирового автопрома. И участие в ней гоночных команд, равно как и журналистов, ведущих репортажи с места событий, стоит больших денег. Причем наличия одного желания и средств недостаточно. Нужно еще пройти жесткий отбор и соблюсти ряд условий: «засветиться» на международных соревнованиях аналогичного плана, а также иметь полноценно обеспеченную команду.
— Кто прежде всего помог состояться дебюту «МАЗ-СПОРТавто»?
— В первую очередь это руководство завода во главе с генеральным директором Александром Боровским, который стоял у истоков и инициировал создание спортивной команды. Это также широкий круг специалистов: конструкторы, инженеры, механики. А фактически становиться на ноги нам помогал весь завод, все его подразделения. И конечно, это наши спонсоры, которые понесли львиную долю затрат на разработку боевых машин, обучение их экипажей и участие в международных стартах.
— Как администрация завода оценила дебютное выступление в самой экстремальной гонке планеты и есть ли наметки на «Дакар-2013»?
— Об этом, думаю, красноречиво говорит и встреча, которая была организована с командой «МАЗ-СПОРТавто» в национальном аэропорту Минск. Несмотря на поздний пятничный вечер, 23.00, на нее прибыли четыре автобуса с родственниками и друзьями гонщиков, с поклонниками этого вида спорта, а также журналистами. И тут же для представителей СМИ была проведена пресс-конференция. А с администрацией завода наш коллектив встретился 31 января. Оценка дебюта в «Дакаре-2012» однозначно положительная. Ведь перед нами не ставились высокие задачи. Главное, нужно было дойти до финиша, обкатать технику, набраться опыта. К тому же и результаты 545-го экипажа, который пилотировал Александр Василевский, постоянно прогрессировали. И его 31-е место среди 60 грузовиков из 74 стартовавших — весьма достойный показатель. Генеральный директор завода Александр Боровский не только горячо поблагодарил коллектив «МАЗ-СПОРТавто», но и выразил надежду, что этот спортивный проект получит дальнейшее развитие и его лучшие результаты не заставят себя ждать. Ведь это не только престиж завода, но и всей страны. Все 18 человек команды по итогам участия в «Дакаре-2012» получили денежное вознаграждение. Также было поддержано наше предложение по увеличению объемов тренировок экипажей. Во второй половине февраля мы отправимся в Азию готовиться к новым стартам. Ее условия хоть отчасти, но схожи с дакаровскими. Впереди у нас также два этапа чемпионата России и очередной ралли-рейд «Шелковый путь». А параллельно с этим будем совершенствовать технику и основательно готовиться к «Дакару-2013». Предполагается, что участие в нем примут уже три МАЗа, из них две боевые машины и одна скоростная техничка. Каждый болид будет придерживаться своей стратегии и тактики в ралли-рейде, а техничка их подстрахует, хотя ее результат также пойдет в общий зачет.