Дойти до Рио и не споткнуться
Сергей Рутенко — о легионерских «коврижках», о желаемом и действительном отечественного гандбола
Спортивная Беларусь еще долго будет находиться под впечатлением отборочного поединка земляков со сборной Румынии по гандболу. Феерическая игра капитана и лидера команды Сергея Рутенко, поддержанная партнерами, то и дело навевала воспоминания о славном прошлом наших мастеров малого мяча. О нем, о проблемах и перспективах белорусского гандбола, а также о зарубежной жизни самого дорогостоящего игрока планеты мы и решили расспросить Рутенко.
— Сергей, в домашнем матче с румынами тебе досталось тумаков за всех сборников. Всегда ли так терпимо сносишь грязную игру, которая чревата самыми серьезными травмами?
— Перепало всему коллективу. Мне больше, потому что чаще других брал инициативу на себя. Всех румынских игровиков, не только гандболистов, отличают действия на грани фола. К жесткой опеке уже привык. Стараюсь сдерживать эмоции, хотя, чего греха таить, случалось, и отвечал обидчикам. Но в данном противоборстве нельзя было реагировать на провокации. Это могло окончиться удалением или красной карточкой, что сломало бы все наши тактические планы.
— В пылу борьбы ты даже ослушался главного тренера сборной Юрия Шевцова. Интересно, а какие санкции предусмотрены в твоей нынешней «Барселоне» и за какие провинности?
— Никогда не перечу наставникам. Чисто игровой эпизод, переход из атаки в защиту, был неправильно интерпретирован. В «Барсе» сами гандболисты установили штрафы за разные прегрешения. Набежавшая сумма идет в копилку на проведение какого-нибудь увеселительного мероприятия. Так, за опоздание на тренировку нужно выложить 20 евро плюс идет поминутная тарификация. За не отключенный мобильник во время установки тренера или на официальном собрании клуба штраф 40 евро. Весомее всего карается красная карточка, полученная в матче по своей вине, — 250 евро, вторая — 500 и т. д. Не поверите, но по итогам прошлого сезона именно ваш собеседник оказался рекордсменом по выплатам в общую кассу — около 1,5 тысячи евро. И на итоговом праздновании коллеги дружно и в шутку скандировали имя его главного спонсора.
— С кем не хотелось бы сойтись в июньском плей-офф чемпионата мира-2013?
— Любая противостоящая нам сборная будет фаворитом по определению да и по рейтингу. Конечно, хотелось бы в соперники кого-нибудь из второго эшелона, а не грандов, к коим теперь относятся Франция, Испания, Хорватия, Дания. А вот Россия, как известно, провалила первенство континента в сербском Нови-Саде и впервые в своей истории пролетела мимо Олимпиады.
— Как сгладить острые углы отношений руководства национальной сборной и клубов, что, естественно, вредит общему делу?
— Подобные трения наблюдаются и во всех других странах. Каждый тянет одеяло на себя. Интересы клубов тоже можно и нужно понять. Сборные никак не мотивируют, и финансовое положение их полностью зависит от результатов выступлений на международной или внутренней арене. К тому же все сборники получают в них игровую практику, а вернуться в клубы они могут на костылях и без всякой компенсации. Поэтому в этих вопросах нужно идти на компромиссы обеим сторонам.
— Владимир Коноплев, по-моему, один из немногих руководителей федераций с «административным ресурсом», который душой и сердцем предан своему делу. А оно так туго идет. Почему?
— Нам действительно повезло с этим человеком и дееспособной структурой, которую он создал. Но не все от них зависит, слишком многое было упущено в предыдущие годы. За 7—8 лет безвременья мы практически потеряли целое поколение гандболистов. Поэтому в сборной и ощущается дефицит сильных мастеров на некоторых позициях. Но главное, что процесс пошел, и отдача обязательно придет. Надо только набраться терпения. Понимаю и ностальгию болельщиков по золотой поре армейцев Минска. Но теперь другие времена, иные возможности и нравы. В распоряжении Спартака Мироновича тогда была вся Беларусь, он мог отбирать и гранить самородки. Теперь же у нас рыночные отношения. Каждый клуб должен выживать в одиночку, полагаясь в том числе и на свою спортшколу.
— Одна из причин провалов отечественного гандбола, по-моему, и в том, что в суверенные годы за бесценок за рубеж ушла плеяда хороших игроков, и порой во второсортные клубы!
— После того как наша «молодежка» стала серебряным призером чемпионата Европы-2000, предлагали руководству федерации создать на ее основе клубную команду. Прецедент тогда уже был в Украине — запорожский ЗТР. Но нам не пошли навстречу, заявив, что для этого нет средств. И ребята разлетелись кто куда. Хотел тогда уехать в Германию, но судьба забросила меня в Словению, а несколько лет спустя в Испанию. И ни на йоту не сожалею, что именно так все сложилось. Все, что ни делается, — к лучшему.
— Некоторые ретивые болельщики записали в предатели Родины Тучкина, Климовца, Горбока, Курчева, да и ты одно время числился в этом списке…
— Крайне обидно слышать фамилию моего друга Курчева. Ведь у него в поединках за сборную были две тяжелейшие травмы. За нее он выступал даже тогда, когда ей ничего не светило на международной арене. Неудивительно, что у Андрея накалились отношения с руководством немецкого клуба второго дивизиона. И его поставили перед выбором: или — или. И кто потом прокормит семью Курчева? И все же надеюсь, что он еще составит мне компанию в национальной команде. Появились, по-моему, шансы и на возвращение Горбока в свете фиаско гандболистов России с Лондоном-2012. У него тоже сложились неоднозначные жизненные обстоятельства, родилась тройня. И у меня был период, когда не был востребован и мне предложили выступать за сборную Словении. Но это не означало, что навсегда поставил крест на родной Беларуси, забыл ее.
— Что мешает раскрыться несомненному таланту твоего младшего брата Дениса?
— Его карьерный рост очевиден. Даже не помогал ему трудоустроиться в Словении, он все сделал сам. Характер у него упорный и независимый. И сейчас он на ведущих ролях в минском «Динамо». Денис сильно переживал, что в повторной встрече с румынами у него не пошла игра. Но положительный результат позволил легче перенести душевные терзания. Надеюсь, минчане пройдут в феврале в 1/8 финала Кубка ЕГФ испанский «Гранольерс» и у них будет хороший календарь на будущий сезон.
— Как устроена твоя «Барселона» и что полезного можно перенять у лучшего клуба мира белорусам?
— «Барса» — это аналог нашего БФСО «Динамо», при котором также есть секции по футболу, гандболу и хоккею. Львиную долю доходов у каталонцев приносит игра № 1. Соразмерны и зарплаты. У футболистов они значительно выше, чем у баскетболистов, и несопоставимо больше, чем у гандболистов. Это, к слову, о моих «коврижках». Зарабатывают каталонцы на продаже игроков, а также реализации билетов и абонементов. В плане же организации спортивных праздников Испания явно уступает гандбольной Мекке континента — Германии. Вот у кого можно многому поучиться в проведении настоящих шоу. В этом убедились и многие наши игроки, да и сам Юрий Шевцов в свое время был одним из лучших наставников в высшем немецком дивизионе.
— Как, любопытно, комментировали твои партнеры по «Барсе» разгром их одноклубниками в Лиге чемпионов нашего БАТЭ?
— Было много шуток, предлагали переквалифицироваться. Говорили, что у меня есть и футбольные задатки. Но это не в укор борисовчанам, за которых также болел. Просто звездным подопечным Гвардиолы сегодня нет достойных оппонентов. Обидно, что в этом составе так и не прижился лучший игрок Беларуси последнего десятилетия Александр Глеб. Рядом с земляком мне было бы комфортнее в Каталонии.
— В 2009 году ты презентовал в Минске Кубок Лиги чемпионов (на снимке), обладателем которого становился пять раз, причем в трех разных клубах. Можно ли помечтать, что когда-нибудь хозяином этого престижного трофея станет и белорусская команда с твоим участием?
— В глубине души не исключаю такого варианта. Пути спортивной карьеры неисповедимы. Один олимпийский чемпион из Хорватии мне как-то сказал, что настоящее счастье для любого атлета — выступать на своей Родине, где тебя любят и ценят. Испанцам можно только позавидовать, они дарят радость своей игрой родной публике. Им никуда не нужно уезжать, не надо под кого-то подстраиваться, обживаться на новом месте. Если минское «Динамо» будет прогрессировать, с удовольствием приму его приглашение в ближайшие годы. А пока я связан контрактом с «Барсой» и вполне буду рад его продлению.
— Кочевая жизнь атлетов, впрочем, как и военных, постоянно проверяет на прочность их семейные союзы. Не опостылела ли твоей супруге Алене жизнь на чемоданах?
— Упреков с ее стороны еще никогда не было и, надеюсь, не будет. А отъезды на игры в национальную сборную или за клуб только укрепляют наши чувства.
— У лучшего бомбардира двух розыгрышей Лиги чемпионов и чемпионата Европы-2004 приличная коллекция призов, кубков и медалей Словении и Испании. Не позарилась ли на них дочка Ника? Сколь принципиальны для вас ее гражданство, язык на котором она будет общаться?
— Так получилось, что при последнем переезде из «Сюдад-Реаля» в «Барселону» упаковал все трофеи в чемодан. И 1,7-летняя Ника до них еще попросту не добралась. Хотя любит повозиться со многими вещами, но больше предпочитает кукол. Сейчас у нее два паспорта — белорусский и испанский. Когда станет совершеннолетней, сама определится, с каким из них остаться. Нашей семье также повезло поселиться в высотке, где проживает настоящая «колония» бывших соотечественников. Кое-кто из них нам даже по хозяйству помогает. Пока Ника осваивает только русский язык, но скоро отдадим ее в местный садик. Чем больше языков знаешь, тем лучше.
— Знаю, что в Словении ты пристрастился к сигаретам. По-прежнему ли привержен этой пагубной привычке?
— Все должно быть в меру. У тех же испанцев и французов, к примеру, вино считается обычным напитком, у нас же это воспринимается негативно. Был немало удивлен, когда однажды перед выездным матчем «Барсы» на обед хозяева выставили вино. И на Пиренеях это в порядке вещей. Но в день игры ни один атлет не притронется к вину. Режим — святое для профессионалов. Не делаю разницы между алкогольными напитками. В зависимости от компании и повода это может быть и вино, и водка, и коньяк, и виски. Продолжаю курить, в среднем полпачки в день, помогает успокаивать нервы. Знаю, что капля никотина убивает лошадь. В то же время исследования ученых показали, что коза безболезненно переносит значительно больше никотина.
— В Лондон-2012 национальная сборная Беларуси не отобралась. Готов ли повести ее в Рио-де-Жанейро-2016?
— Нужно всегда стремиться к максимальному. Если бы не мечтал об олимпийской планке, может быть, и в команду не вернулся бы. Но до Рио еще надо дойти и не споткнуться. А главное, пройти его квалификацию.