Своими руками медаль загребать
Братья Богдановичи — прямые последователи первых белорусских олимпийских чемпионов Леонида Гейштора и Сергея Макаренко. В 1960–м в Риме они выиграли дистанцию 1.000 метров на каноэ–двойке, а спустя 48 лет (почти полвека!) в Пекине Александр и Андрей этот успех повторили.
— Каждый мечтает о таком результате, — эмоции за прошедшие годы притупились, но вспоминать о золотом финише Саше все равно приятно. — На дистанции была только одна мысль: победить! А порадоваться сил не осталось, стоял как в тумане, на трассе оставил все без остатка. На следующий день еще одну дистанцию шли — 500 метров — и уступили мгновение — жаль, ведь могли взять еще одну медаль...
В спайке с братом Андреем он старший: и по возрасту, и по статусу. Александра Богдановича сегодня, пожалуй, можно назвать лицом белорусской гребли и примером того, чего может достичь любой парень с периферии, который всерьез увлекся спортом: успех, красавица жена, популярность и финансовое благополучие.
Они очень красивая пара: Саша и Лера. Есть еще малыш Ванюша, ему почти три. Живут на два города — между Бобруйском и Минском. Так проще: Саша часто на сборах и соревнованиях, Лера учится. За сыном еще глаз да глаз нужен, а потому частенько он остается на попечении мам и пап, «наших мировых родителей», как называют их Богдановичи.
Я понимаю, что Саша имеет в виду, говоря, что «устает от ресторанной кухни». Когда полгода сидишь на сборах и принимаешь калории строго по расписанию, снится тебе ночами жареная курочка в собственном соку, «Оливье» да кружка пива. Хочется чего–нибудь до боли простого, домашнего, с ароматом вложенной души. Но проснешься утром, откроешь глаза, за окном вместо родных пейзажей — Молдова. Вернее — Приднестровье, давно облюбованное место сбора наших гребцов.
— Коньяк там хороший, — замечает между делом Саша, не преминув уточнить, — но мы на него только смотрим. Даже не облизываемся.
С 8 января у нашей национальной сборной по гребле на байдарках и каноэ снова сбор: каноисты истязают себя в Бобруйске, байдарочники — в Мозыре. Для Богдановичей это, считай, дома (они ведь почетные граждане Бобруйска!), но Саша не путает «свою личную шерсть с государственной», четко расставляя приоритеты: есть время отдыхать и время работать. До Олимпиады в Лондоне рукой подать, а потому на личных часах стрелки показывают определенно: «работать».
— Все думают, что гребля — летний вид спорта, — проводит ликбез Саша. — Но самая главная подготовка ведется зимой. Закладывается база, работаем на силу. А уже потом, чтобы к сезону километров накатать, отправляемся южнее. В Приднестровье, во Францию. Там хорошая база, и нас там всегда рады видеть. К Лондону будем готовиться именно так, по старой накатанной схеме.
Главный тренер нашей сборной Владимир Шантарович на просьбу дать Богдановичу–старшему характеристику, но с условием — говорить как на духу, — не колебался ни секунды: «Если как на духу, то скажу так: спортсмен талантливый и работоспособный. Но планку нужно поднимать еще выше. Если ты олимпийский чемпион, то должен этому статусу соответствовать. Всегда и во всем. У меня с Сашей нет и не было проблем. Есть только просьба: в год Олимпиады увеличить свою работоспособность на 20 — 25 процентов. Взять вот эту планочку и поднять. Тогда будет успех. Чтобы решить задачи, которые перед нами стоят, добавить в режиме работоспособности просто необходимо. Говоря проще: нужно начать фанатить прямо сейчас!»
Я в очередной раз восхищаюсь Шантаровичем. Какое вкусное слово использовал Владимир Владимирович: произносить нужно с ударением на второй слог — фанАтить! То есть — забыть про все, кроме гребли. Тренер на прощание не забыл сделать ремарку. «Гребля в Беларуси должна стать народным видом спорта!» — сказал он как отрезал.
Стоит согласиться: красивый спорт, формирующий и дух, и тело. Возьми любого гребца — атлет! Плечи такой ширины, что дома дверные косяки нужно расширять, в обычные проемы они только боком проходят. Завидные женихи!
Но и Лера девушка не промах. Она говорит, что «все эти режимы, сборы и соревнования мы тоже проходили».
— Тяжелый график, конечно, — подыгрывает жене Саша. — В пять утра подъем и тут же за цимбалы!
Шутки шутками, а Валерия Богданович, помимо окончания колледжа искусств по классу цимбал и гастролей, может похвастаться победой в модном проекте телеканала ОНТ «Приданое для невесты» и участием в «Битве титанов». От мужа стремится не отставать и тоже соответствовать — статусу жены олимпийского чемпиона. Саша, к слову, на «Битве титанов» побывал первым и называет это шоу «очень интересным моментом в жизни».
Это хорошо, когда спортсмены становятся людьми публичными и заметными. Александр Богданович как раз тот человек, пример которого может осуществить мечту Шантаровича и приблизить греблю к статусу «народного вида спорта». Это тот случай, когда труд спортсмена приносит ощутимую материальную отдачу.
— В детстве, когда шел на тренировку, не думал, что греблей можно заработать и что это станет для меня делом всей жизни. И в мыслях этого не было. Я хотел быть здоровым и спортивным, сильным, чтобы дать отпор пацанам во дворе. Свое мужское «я» показать. А потом втянулся и понял, что мое. Вкус победы дает силы и желание. Испытав его впервые, я уже не мог остановиться.
Ему не нужны ежовые рукавицы, из–под палки Олимпиаду не выигрывают. Но и забывать о том, что устает даже металл, тоже нельзя. «Все приходит через отдых», — улыбается Богданович, наталкивая меня на следующий вопрос.
— Мы, спортсмены, отдыхаем баней, — говорит он. — Открыл для себя охоту — моральный отдых. С семьей каждую зиму стараемся найти время и выехать на зимний курорт покататься на лыжах. Отличный адреналин!
С ружьем Александр Богданович познакомился в детстве — отец приобщил. Но охотником стал недавно — официально вступил в общество. И уже даже испытал радость первой добычи. Как сам признался, «сдуру» застрелил косулю. Неизвестно, кто этой добыче обрадовался больше, я подозреваю, что жена, которая до сих пор, потирая руки, говорит: «Мы на Сашиной козе целый месяц жили...»
— А вот рыбалку я как–то не очень, — вот тебе и родившийся на Березине! — Хотя во Франции с братом иногда удим. Андрей — большой любитель. Сомиков весом по 20 — 25 килограммов вытаскивал. Но самый главный рыбак в нашей команде — Роман Петрушенко, этот на спиннинг вылавливал рыб под 70 кило!
Еще ему нравится хоккей. Я понимаю почему: хоккей кажется Саше тепличным видом.
— Ветер не мешает, — подтверждает он мою мысль. — Раздевалки хорошие, теплые. Да и жесткий, мужской спорт.
Подозреваю, что Иван Богданович будет пробовать себя в хоккее. Хотя в папиной лодке сынишка уже посидел, попробовал, каков этот хлеб. Кстати, насчет лодки! Она у Богдановичей особенная. Первый Кубок мира они выиграли на каноэ Nelo. И так впечатлили представителей этой фирмы, что все остальные лодки им стали дарить. А стоимость ее ни много ни мало — порядка 7 тысяч евро. И не просто дарят, а делают эксклюзивные лодки на заказ — «под Богдановичей», учитывая все их замечания: ширина кормы, носа, высота борта. Вплоть до того, что наносят рисунки на борта. У них теперь очень модная «посудина»: на всю лодку белорусские герб и флаг!
— Это мы сами придумали! — хвастается Саша.
— На ней и поплывете в Лондоне?
— Туда нужно еще отобраться...
Ну это он, мне кажется, скромничает. Да, на чемпионате мира, который прошел в прошлом году в венгерском Сегеде, Богдановичи удивили, придя к финишу лишь шестыми. Но лицензию в Лондон тем не менее завоевали. Правда, для страны, не именную. А отбор в команду ожидается как никогда жесткий и будет осуществляться в три этапа: по результатам двух этапов Кубка мира и Кубка Беларуси.
— Конкуренты достойные, — уважителен Богданович. — Дмитрий Рябченко и Александр Волчецкий, к примеру, — прекрасная двойка. На дистанции 200 метров в Сегеде стали третьими. Да и другие пары могут создаваться, это спорт, а он непредсказуем.
Любимая дистанция Богдановичей — 1.000 метров. Гоняются еще и на 500, но это уже как довесок. А потому пролет олимпийских чемпионов мимо пьедестала на первенстве мира выглядел действительно обескураживающим.
— У этой неудачи много факторов, — пытается объяснить — не оправдаться, Саша. — Роза ветров. Представьте: девять дорожек и сильный боковой ветер, который, отражаясь от рекламных щитов, для первых четырех превращался в попутный. Вот вам и бог в помощь. Плюс жара. Но это все факторы субъективные. Главное — мы не попали в форму. Пик пришелся на неделю раньше. Значит, недосмотрели, недоработали, не учли. Что тут сказать? Век живи, век учись. Будем делать корректировку с прицелом на Олимпиаду.
Назвался груздем — полезай в кузов. Кто сказал, что олимпийским чемпионам легко? Им хребет нужно иметь стальной. За примерами, когда слава напрочь срывает чемпионам крышу, далеко ходить не надо. Вот и о Богдановичах после этого 6–го места пусть пока шепотом, но уже заговорили, дескать, красивую жизнь стали вести братья, тусовки да рестораны, тренироваться некогда...
— Чем больше так думают, тем больше хочется доказать, — философски замечает Саша. — К тому же — меньше сглаза. Хотя вот это постоянное «ты должен», «ты обязан», признаться, слышать тяжело. Это психологический груз, который добавляет лишнего волнения. А оно на пользу не идет. Так или иначе, а в голове крутится мысль: а что скажут, что подумают? Тренер правильно говорит: статус олимпийского чемпиона ко многому обязывает. Сейчас у нас нет права на ошибку...
Вы сейчас читаете газету, а гребцы — фанатят...
Автор публикации: Сергей КАНАШИЦ