«ЗОЛОТАЯ» ШТАНГА И ПОЗОРНАЯ КЛЮШКА

Источник материала:  
«ЗОЛОТАЯ» ШТАНГА И ПОЗОРНАЯ КЛЮШКА

Знаете, что объединяет спорт и театр? Сейчас догадаетесь. При пустых трибунах и залах то и другое выглядит нелепо. Нельзя с истинным вдохновением выступать на стадионе и в театре без зрителей, как бы ни были хороши исполнители. Вот в этом и суть. Но и контакт между ними должен быть удовольствием. Только не таким, как это произошло в конце матча чемпионата КХЛ между минскими динамовцами и хоккеистами «Витязя» из подмосковного Чехова. Что послужило причиной массовой драки на ледовой площадке и гневного возмущения болельщиков (тех же зрителей), разобрались специалисты и наказали виновных. Но такой хоккей нам не нужен. Представьте себе, если бы штангисты решали спор между собой, бросая друг в друга чугунные «блины»? Или в хоккей возвращаются времена гладиаторов? Хорошо, что разгоряченная спортивная публика не вылила свое возмущение на улицу. Конечно, без эмоций и страстей в спорте не обойтись. Эти чувства заставляют учащеннее биться сердце, предсказывая захватывающее действо еще до начала борьбы.
Вот и меня не миновала эта «болезнь», настроив на эмоционально-тревожное беспокойство за наших штангистов. В эти дни они держат серьезный экзамен на чемпионате мира, который проходит в Париже. Это не только главный турнир года, но и своеобразное «окно» в Лондон-2012. Здесь разыгрываются лицензии на предстоящие Олимпийские игры. Своей озабоченности не скрывает и главный тренер белорусской сборной по тяжелой атлетике Александр Гончаров. Перед отъездом на турнир он рассказал журналистам, что олимпийская квота для команды определяется по сумме очков сборной, набранных в двух последних мировых первенствах. В прошлом году в Анталье наша мужская дружина обеспечила себе 77 очков, заняв 14-е место, что соответствует четырем квотам из 6 возможных. Чтобы попасть в пятерку, необходимо занять места с седьмого по двенадцатое в общем зачете. К сожалению, в этом не поможет олимпийский чемпион Пекина-2008 и рекордсмен мира Андрей Арямнов, отказавшийся от участия в чемпионате, тяжелую утрату понесла отечественная тяжелая атлетика в связи с трагической гибелью призера мировых первенств Сергея Лагуна. Эти обстоятельства заметно ослабили мощь железной дружины. Самым опытным остался двукратный серебряный призер Олимпиад Андрей Рыбаков (вес до 85 кг). В этой же весовой категории выступит Николай Новиков, но оба атлета, по замечанию главного тренера, к завоеванию медалей по разным причинам пока не готовы. Они будут бороться лишь за зачетные очки. Также лицензионные баллы будут собирать Вадим Стрельцов и Александр Макаренков (до 94 кг). В отсутствие Арямнова в весе до 105 кг выступит его земляк из Борисова Михаил Авдеев, который может претендовать на место в восьмерке сильнейших. В супертяжелой категории (свыше 105 кг) на помост выйдут Дмитрий Ворник и Евгений Жерносек.
Медальные надежды в основном связаны с Анастасией Новиковой (до 58 кг). Многократный призер крупнейших турниров, в том числе Олимпиады в Пекине, на тренировках показывала отличные результаты, превышающие мировые достижения. И прогнозы оправдались даже больше, чем предполагалось. В необычно напряженном соперничестве спортсменок в мастерстве и воле сильнейшей оказалась белоруска. Причем все решилось в толчке, когда Настя одолела 136 кг. Этот вес просто ошарашил соперниц, признавших ее недосягаемой. В итоге Новикова набрала в сумме двоеборья 237 кг (рывок 101+толчок 136 кг). Кстати, Настя не только впервые стала чемпионкой мира, но и первой победительницей мировых первенств в белорусской женской тяжелой атлетике.
Приятных сюрпризов можно ожидать от Марины Шкерманковой и Дины Сазоновец (до 69 кг), в весе до 75 кг выступит Ирина Кулеша. В команде есть и запасные. Выйдут ли они на помост, будет зависеть от обстоятельств. Пятая позиция у наших девушек после мирового чемпионата в Турции сулит нам максимальные четыре путевки в Лондон.
…Тяготы спорта. Тяжелые, долговременные или вовсе опускающие шлагбаум перед атле-
том травмы. Но судьба испытывает на прочность только сильных людей. Таких,например, как Александр Курлович. В его жизни было немало пиковых ситуаций. Мы вместе летели на Игры-88 в Сеул — ныне знаменитый белорусский штангист оказался моим соседом в салоне самолета. В разговоре он признался: «До сих пор не верю, что лечу на Олимпиаду». А потом рассказал грустную историю. За несколько дней до этого он сильно травмировал колено. Была адская боль, даже ходить не мог. Расстроившись до слез, прямо со сборов позвонил в Гродно и сообщил, что, мол, возвращается домой. А самого не покидала горькая мысль: вот и конец, олимпийские фанфары не для меня. Я, конечно, знал, как он пробивался в советскую олимпийскую сборную, сначала победив на Спартакиаде народов СССР, а затем оказавшись сильнейшим на мировом чемпионате и других самых крупных соревнованиях. «А наша медицина все же сильна, — продолжал рассказ Курлович. —
Теперь боли как не бывало — чувствую себя прекрасно». Так впервые на самый престижный турнир четырехлетия попал воспитанник провинциального центра тяжелой атлетики, где его первым тренером был Геннадий Качков, угадавший в Курловиче олимпийского чемпиона.
Перед Барселоной-92 соперники Курловича не дремали, и каждому из них мечталось низвергнуть белоруса с олимпийского пьедестала. Но все их потуги противостоять нашему атлету были тщетны. Александр без устали сокрушал мировые рекорды и выигрывал самые престижные соревнования. После своего второго восхождения на Олимп он готовился и к третьим в своей биографии Играм. Под занавес 1994 года атлет вернул себе звание чемпиона мира, которое ненадолго отдал немцу Рони Веллеру. Но тут наступили времена «бескомпромиссной борьбы» с допингом, под «жернова» которой попали многие сильнейшие штангисты, в том числе и Курлович. Тогда он выступал за один из немецких тяжелоатлетических клубов, где непререкаемым авторитетом пользовался Веллер. И вот за год до Атланты-96 разнеслась весть о положительном результате пробы на допинг знаменитого Курловича. Немецкая ассоциация тяжелой атлетики поспешила дисквалифицировать Александра на год, а международная решила оставить его «вне игры» на срок вдвое больше. Но тогда все же нашим спортивным руководителям удалось доказать, что проба на допинг бралась с грубыми нарушениями, а потому использовать ее как возмездие для спортсмена нельзя. Курлович был оправдан.
Мировая штанга знает не так много атлетов, пытавшихся стать трехкратными олимпийскими чемпионами. Среди них совершить чудо удалось болгаро-турецкому спортсмену Наиму Сулейману. Попытался это сделать и Курлович. Но ему помешала полученная незадолго до Игр травма.
Кстати, на барселонском пьедестале рядом с Александром Курловичем стоял еще один наш железный парень — Леонид Тараненко. Они оба выступали в супертяжелой весовой категории. За плечами Леонида была победа на Олимпиаде-80. Теперь же в очном споре с земляком он стал вторым. Леонид также мечтал покорить Олимп-96, но в Атланте его постигло разочарование: из-за травмы он был отстранен от участия в соревнованиях.
Печален, но удивительно схож финиш наших двух чудо-богатырей, восхитивших спортивный мир.

Вячеслав Дутов
←«Как в прямом, так и в переносном смысле…»

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика