Вкус борьбы
Кочка зрения Сергея КАНАШИЦА |
Жизнь дарит нам прекрасные моменты, награждая встречами с людьми, которые дают уникальную возможность перенять у них прожитый опыт, вкусить и, пережевав, усвоить питательными свойствами мудрость сказанных слов, попытаться понять и нащупать нужную дорогу, стать сильнее. За ними интересно наблюдать, с ними увлекательно общаться. Отвечая на каждый вопрос, они прячут в предложениях ключ к разгадке, отыскав который улавливаешь некую философскую тайну, следование которой позволяет шаг за шагом приближаться к новой цели, расти и мужать.
Думаю, нашим борцам греко–римского стиля очень повезло. Они, может, сами того не понимают, но судьба сделала каждому из них большой подарок, дав в учителя потрясающую пару тренеров — Геннадия Сапунова и Камандара Маджидова. Молодость часто не видит того, что заметно вооруженному опытом глазу, молодость любит думать, что она все знает и все умеет, молодости свойственно обижаться и выпячивать собственное я и лишь потом, когда молодость умирает, рождаются понимание и благодарность за науку. Камандару Бафалиевичу в понедельник исполнилось 50. И мне кажется, что это время тренерского расцвета.
Мне тоже повезло: я имел честь подробно и по душам общаться с этим большим человеком и спортсменом, наблюдать его в антураже чемпионата мира, следить за его тренерскими методами. И на меня это произвело впечатление, заставило задуматься, пересмотреть некоторые взгляды. Камандар Бафалиевич — большой мастер. И это факт.
Я вспоминаю счастливую улыбку Алима Селимова, который стал чемпионом мира в Стамбуле, и его слова благодарности в адрес Маджидова: «Он за пять минут тебя в такое состояние введет, так тряхнет, что глаза на лоб вылезают, так заряжаешься! Как даст по мордам! И все в норме. Я его сам просил: «Бафалиевич, врежьте мне, не могу проснуться». На сборах мне было очень тяжело. Никогда так сложно не переносил нагрузки. А Бафалиевич успокаивал: «Это так надо, — говорил, — терпи». И вот результат».
Маджидов знает, что такое борьба, — олимпийский чемпион не может этого не знать. Но слово «знает» здесь имеет смысл буддистского просветления: он ее чувствует, живет в ней, они единое и неразрывное целое. И в этом некая избранность Маджидова, судьба ему тоже делала подарки, отправляя навстречу мастеров, у которых он учился много и многому, перенимал опыт, адаптируя его со своими уже накопленными знаниями, и в этом рождалось неповторимое своеобразие его тренерской манеры.
Такое нечасто бывает, когда к прошедшему интервью возвращаешься вновь и вновь. Мы беседовали с Камандаром Маджидовым зимой, но я до сих пор вновь и с удовольствием перечитываю этот материал. Там в каждой фразе глубокая мысль, а некоторые из сказанных тогда тренером слов и вовсе взял на вооружение, и эта «сбруя» очень помогает. «И тренер, и спортсмен — все, что они делают, они делают только для себя. Это в первую очередь. А если кто–то оценит — спасибо. Я не думаю, что человечеству так важно, что мы тут крутим бедро–вертушки. И об этом должен помнить каждый». Ведь не только о борьбе эти слова, они всеобъемлющи! Для себя плохо делать стыдно, человек эгоист по своей натуре, но социальный мир потребления вывернул этот эгоизм наизнанку, мехом наружу: сегодня все стремятся получать, ничего не отдавая взамен, желают всего и сразу, а нужно всего лишь увлечься целью, определить ее для себя и идти к ней. В этом секрет любого успеха, и он, как видите, довольно прост.
Камандар Маджидов добился многого, но цели у него всегда максимальные. В олимпийском Лондоне он вновь рассчитывает только на «золото». И знаете, я верю, что у него и у наших борцов все получится, привезут они медаль высшей пробы. Во всяком случае, именно этого я желаю Камандару Бафалиевичу в его 50 лет.
Автор публикации: Сергей КАНАШИЦ