Мечта споткнулась о локаут
Мечта споткнулась о локаут
В мужском баскетболе перемены. Нет, в нокаут–раунд чемпионата мира мы пока не попали. И даже в Европе наши шансы все еще призрачны. Но за тот короткий промежуток времени, который Андрей Кривонос находится у руля сборной, ему удалось сделать то, над чем до него бился не один известный специалист. А именно: разобраться с проблемой «отказников» и создать команду, которая вызывает интерес не только вопросом «приедет ли Веремеенко?», но и своими игровыми перспективами. Людей молодых, но, несмотря на это, весьма интересных в ее составе хватает. Первый в списке — Артем Параховский, один из лидеров американской студенческой лиги, 23–летний минчанин, всерьез претендующий на то, чтобы однажды выйти на паркет в матче Национальной баскетбольной ассоциации. 211–сантиметровый гигант был усажен предыдущим тренером на лавку, но обиды не затаил и вновь влился в ряды команды.
— Если честно, я долго сомневался, ехать ли на этот сбор, — четыре года за океаном и сезон в Латвии добавили заметный акцент в речь Артема. Но профессионализм его заметен еще сильнее. Будь то отработка элементов, режим или общение с журналистами, уже сейчас чующими в Параховском задатки будущей звезды, он даже не думает халтурить. — Во–первых, долгое время не покидало ощущение, что я в общем–то здесь никому не нужен. За весь сезон в составе рижского ВЭФа никто не интересовался планами. Поэтому, когда позвонил Андрей Витальевич (Кривонос. — Прим. авт.), я сразу сказал, что мой контракт с ВЭФом закончен и, пока не подпишу новый, загадывать со сборной не хочу. К счастью, все решилось быстро, и я смог присоединиться к команде с самого начала подготовки.
— После прошлогоднего демарша ощущения сейчас уже наверняка другие?
— Тогда, конечно, нехорошо получилось. Мы с тренером, как мне кажется, просто не поняли друг друга. Физически–то я был готов отлично. Психологически — тоже. Я отыграл в Америке, прошел через тренировочный лагерь НБА, а это очень серьезная закалка. У тренера оказалось другое мнение. Михаил Фейман меня с детства знает, многому научил, но последние четыре года, когда я формировался как игрок, ничего обо мне не слышал. Сегодня у меня нет никаких проблем с Михаилом Аркадьевичем, а вот тогда было очень обидно. И даже не столько из–за того, что просидел на скамейке, сколько из–за понимания, что мог помочь команде, но мне не дали шанса. А прибавь сюда еще обиду из–за того, что не попал на драфт НБА, хотя очень рассчитывал на это... В общем, тяжелый был период. Когда начинал выступать за ВЭФ, долгое время приходилось просто бороться с депрессией.
— На тот момент переход в рижский клуб выглядел одним из худших вариантов для продолжения карьеры...
— У меня действительно поначалу было много предложений. В сербский «Партизан» звали, из Словении было приглашение, самарские «Красные Крылья»... Всего и не вспомнить. Я отказался: сборная, подготовка, занят... А потом, когда на лавку сел, интереса поубавилось. Так что пришлось выбирать из того, что осталось. А из этих команд ВЭФ был самым предпочтительным. Римас Куртинайтис, который принял команду, молодых игроков любит, дает им играть, создает условия для роста. Как видишь, в результате не прогадал.
— Работа с Андреем Кривоносом отличается от той программы, по которой готовились год назад?
— Отличается и серьезно. Во–первых, команда собралась неплохая. Приехали почти все лидеры, есть сильная молодежь вроде Никиты Мещерякова, Алексея Пацевича или Сергея Чарикова. Во–вторых, тренировки стали гораздо интенсивнее. Не было никаких раскачек и постепенных втягиваний. Приехали и начали «пахать». Кривонос постоянно пытается предложить что–то новое, ищет какие–то интересные методики...
— После США привыкнуть к европейскому баскетболу сложно?
— Сложно было психологически. Четыре года в Америке — большой срок. А тут — бац, переезжаешь в Европу, впереди много неясного, нужно быстро адаптироваться... В Штатах баскетбол — стиль жизни. В университете ты можешь прийти в зал даже в 12 ночи, и никто не запретит тебе бросать мяч в кольцо или работать на тренажере. Не могу сказать, что таких фанатов очень уж много, но они тем не менее встречаются. Даже с учетом того, что тренировки не по два, а часа по четыре в день длятся. Ну и, конечно, сама игра даже на университетском уровне более физическая: больше бега, выше скорости, больше индивидуальных действий. Там играют на себя, здесь — на команду. Перестраиваться сложно, но я точно знал, что в Америку в тот год уже не вернусь. Кстати, как раз после сборной меня приглашали в тренировочный лагерь «Лэйкерс». У них на тот момент был травмирован Эндрю Байнум, «подвисало» место пятого номера. Я отказался. После всех событий, которые со мной тогда произошли, решил начать сначала и попытаться попасть в Америку через Европу.
— Путь не из близких: сколько было уже таких, кто тоже хотел переждать в европейских клубах, да так и оставался с синицей в руке...
— Мне это не грозит. Не будь в НБА локаута, нынешним летом я бы опять поехал в американские тренировочные лагеря. Мне ведь даже звонили из «Нью–Йорк Никс» с предложением в начале июня приехать к ним на просмотр. Не получилось из–за паспорта: не осталось свободных страниц для виз. А потом забастовка в лиге все спутала. Сейчас игроки остались без контрактов, многие из них поедут в Европу, но здесь есть лимит на американских легионеров. Как бы то ни было, через год я вновь буду пробовать пробиться в НБА. Кстати, это обстоятельство было определяющим при заключении моего нынешнего контракта с итальянским «Канту». Контракт у меня только на год, чтобы следующим летом я был совершенно свободен. К тому же клуб играет в Евролиге, будет возможность проявить себя...
— А если к окончанию сезона тебе поступит очень уж заманчивое предложение от кого–нибудь из европейских грандов? Как тогда быть с американской мечтой?
— Все просто: я, как и любой баскетболист, хочу играть в сильнейшей лиге мира. И у меня сегодня одна цель: вернуться в Америку. Но в то же время я реально смотрю на вещи. Если и следующим летом у меня по каким–то причинам не получится осуществить свою мечту, то не то чтобы я поставлю на ней крест, но наверняка более серьезно буду рассматривать предложения европейских клубов.
Не пропустите!
Сегодня в могилевском спорткомплексе «Олимпиец» стартует международный турнир по баскетболу, участниками которого станут национальные сборные Беларуси, Украины, Кипра и Иордании. Для нашей команды эти соревнования станут дебютом под руководством нового тренера Андрея Кривоноса. Учитывая уровень соперников, можно предположить, что сборную ждет серьезное испытание. Украинцам, например, уже в августе предстоит выступать в финальном турнире чемпионата Европы–2011 в Литве, а команда Иордании является третьей на своем континенте, а в прошлом году играла в финальной стадии мирового первенства.
В августе матчи второго круга чемпионата Европы в дивизионе «В» ждут и наших ребят. Напомним, что в прошлом году сборная Беларуси выиграла лишь одну встречу — у команды Албании, после чего уступила сборным Швеции, Румынии и Азербайджана.
Расписание турнира
Пятница, 15 июля. 17.00 — Украина — Иордания; 18.50 — церемония открытия турнира; 19.30 — Беларусь — Кипр.
Суббота, 16 июля. 16.00 — Иордания — Кипр; 18.15 — Украина — Беларусь.
Воскресенье, 17 июля. 14.00 — Кипр — Украина; 16.15 — Беларусь — Иордания; 18.00 — церемония закрытия турнира.
Автор публикации: Дмитрий КОМАШКО