Владимир Шантарович: спринт – это ювелирная работа
Владимир Шантарович: спринт – это ювелирная работа
Отправляясь на европейскую регату в Сербию, белорусские мастера гребли на байдарках и каноэ никаких заоблачных планов не строили. Главная ставка нынче делается на чемпионат мира, на кон которого будут выставлены олимпийские лицензии, многих спортсменов интересующие даже больше, чем медали. Континентальные старты рассматривались лишь как этап подготовки к форуму в Сегеде. Однако это не помешало землякам собрать рекордный урожай из 13 наград. И, как рассказал главный тренер национальной сборной Владимир ШАНТАРОВИЧ, он мог оказаться еще более внушительным:
— Наши спортсмены пробились в 20 финалов, в 13-ти из которых финишировали в тройке. При этом остался неиспользованный резерв. Той же мужской байдарке-четверке реально было пробиться на пьедестал, как и каноэ-двойке на 500 метров. Начинает вырисовываться и «тысячная» двойка. Плюс — Олега Юреню в Белграде не ставил на «пятисотку». Сочетание ее с «тысячей» было, в общем-то, несложным, но в первый день спортсмену пришлось бы слишком долго находиться на канале и идти 3—4 гонки, что для него еще многовато. Не заявляли пока женскую двойку на 500 м. Но, уверен, Ольга Худенко и Марина Полторан уже в ближайшее время всерьез заявят о себе, составят достойную конкуренцию лидерам — венгеркам, полькам, немкам и россиянкам. По запасу дистанционной скорости в спринте они шикарно смотрелись. Так что следите за этой лодкой на «мире».
— А реально девчатам совместить выступление в четверке и двойке?
— Вполне. Как на планетарной, так и на олимпийской регатах соревнования в них будут разведены. В Лондон, конечно, еще нужно отобраться. Но мы настраиваемся на это. Я досконально изучил программу Игр. Она тщательно продумана. Если завоюем лицензию в четверке, то кто-то из девочек сможет выступать и в одиночке на 200 метров. Пока предпочтительнее шансы у Худенко, хотя Полторан наверняка поспорит с ней за право стартовать на короткой дистанции.
— Еще в прошлом году, помнится, Марине не хватало скоростных качеств…
— По своей мобилизации, по характеру так называемого «зверька», без которого на регатах такого уровня делать нечего, Марина как раз выходит на пик формы. Она уже не просто спортсменка, а зрелая гонщица. Это что касается психологии. Вторая составляющая успеха — скоростно-силовой компонент, над которым в этом году она работает ежедневно, и постепенно из легкой фотомодели превращается в атлета, из гребчихи в гонщицу. Вместе с этим становится и все более уверенной в себе. А Худенко пока еще не понимает, что называется, на каком свете находится. Ее все устраивает и радует. Она очень талантлива. И уже сейчас конкурентоспособна на мировой арене. Хотя по большому счету Оля, как, впрочем, и Олег Юреня, в ближайшие годы еще только начнет поиск себя.
— Женская четверка, в которой вместе с Олей и Мариной выступают Ирина Помелова и Надежда Попок, нынче выиграла оба этапа Кубка мира, а затем и чемпионат Европы…
— Экипаж действительно пока не допускал сбоев. Причем в Сербии они встретились со всеми основными конкурентками. Сильнее командных лодок в мире нет. Хотя это не означает, что в Сегеде им «золото» гарантировано. Многое будет зависеть от того, сумеют ли девочки справиться с волнением. Пока я их считаю наполовину гонщицами. Как только возрастет ответственность, от их уверенности может не остаться и следа. Нужно помочь им справиться с эмоциями. Я уже пытался объяснить спортсменкам, что, сойдя с пьедестала, они должны сразу забыть о достигнутом успехе, который становится историей. Конечно, всегда хочется быть на высоте. На том же чемпионате Европы мы начинали с одной награды, потом три привезли, шесть, девять и вот теперь — 13. Но почивать на лаврах нельзя. Вернулись домой и снова должны пахать, как рабы на галерах. Все желающие могут приехать в Мозырь и посмотреть, какой ценой даются наши рекорды.
— Юреня в байдарке-одиночке неровно прошел кубковые старты, но в Белграде не позволил усомниться в своей силе…
— Олег, как уже сказал, находится в поиске стратегии прохождения дистанции. Вроде она и вырисовывается. Но и осечки еще случаются. Он может быть рекордсменом мира на тренировке, а гонку с ошибками пройти. То есть стабильности спортсмену еще не хватает. Нынешний сезон тому подтверждение. На первом этапе в Познани выиграл «тысячу», в Рачице уже третьим финишировал, в Дуйсбурге — восьмым. Сейчас в Сербии «серебро» завоевал, гоняясь практически с одними и теми же соперниками. И сразу успокоился, а то уж было слегка захандрил. Отчасти эти качели можно объяснить, наверное, тем, что Олег сел в новую лодку. Хотя она той же фирмы Vaida и ничем не отличается от его старой, но оказалась туповатой. Острота чувства воды и скорости пропали. Поэтому спортсмен вернулся на прежнюю «посуду». И сразу все вернулось, как на километре, так и на дистанции 5000 метров, где прекрасно прошел все повороты. Сейчас конструкторы фирмы разрабатывают для него новую одиночку, которая будет готова уже в ближайшее время. Для Олега первый соревновательный период закончится чуть позже — после молодежного чемпионата Европы (до 23 лет) в Загребе. Туда и основная женская четверка поедет. Рассматриваем этот турнир как тест-развивающие тренировки. А после него начнется заключительный полуторамесячный этап подготовки к чемпионату мира.
— Олег не будет пробовать себя в другой олимпийской дисциплине — «двухсотке»?
— Пока нет. К короткому спринту он еще не готов. Бороться за финал в нем сегодня способен только Роман Петрушенко, но на планетарной регате не буду его заявлять. Попробуем молодого Валько. Весной он дублировал Турчина. В главный заезд Тарас вряд ли пробьется — рановато, но в полуфинале может показать зубки. В Лондоне же участие Петрушенко в одиночке не исключается.
Сейчас мы полностью переносим акцент на короткий спринт. На мировой регате Петрушенко с Махневым «пятисотку» в двойке не пойдут. Потому что «тысячная» четверка с ней абсолютно не стыкуется, а только с двойкой на 200 м. Совместить последнюю с одиночкой тоже нереально, поскольку перерыв между ними всего 17 минут. Поэтому главная задача в Венгрии — завоевать лицензию в четверке на 1000 м, для чего необходимо финишировать в восьмерке сильнейших. И тогда одним заездом решим вопрос и спринтерских двойки, одиночки. После этого начнем искать оптимальные варианты к Олимпиаде. Там разбежка между финалами будет от часа до часа и 40 минут. То есть можно пробовать выступать в нескольких лодках. Но все будет зависеть от состояния спортсменов.
— «Серебро» в коротком спринте Роман Петрушенко с Вадимом Махневым завоевали, практически не готовясь к нему?
— Абсолютно верно. Но за счет максимальной мобилизации они пробились на пьедестал. Регата, кстати, для экипажа получилась очень непростой. Хотя парни и выиграли финал на «пятисотке», поначалу он вызвал некоторую горечь. Дело в том, что последние 70 метров они ехали с травой на руле и вырвали победу «на зубах». Это весь берег видел. Вадим вообще со счета сбился, сколько раз они цепляли водоросли на разминке. Только поэтому им не удалось выехать из 1 минуты 30 секунд и привезти соперникам внушительное преимущество.
Еще один курьез случился в полуфинале на 200 метров, который вылился в две гонки. По мнению судей, там был фальстарт. Заезд пытались остановить, но пять экипажей «отмолотили» его до конца. Роман с Вадимом его выиграли. После чего их развернули и через 20 минут предложили сделать дубль. Очень хороший итальянский экипаж со второй попытки уже в финал не попал, как и неплохие датская, польская лодки. Вроде как сделано это было в интересах сербов, которые пробились в главный раунд, но финишировали в нем шестыми. Благодаря этим «тренировкам» наш экипаж наработал силовой компонент, за ночь немного отдохнул и с хорошим настроением вышел на финал. Там и роза ветров оказалась удачной. Хотя сначала дуло справа, затем — слева, а к моменту старта пошел попутный ветер. В таких условиях гонка честной получается. И парни здорово ее прошли, на кураже. К середине дистанции по координации движений они были неуловимыми. Если б не сбой (они качнулись), и «золото» могли бы вырвать. В спринте ведь даже не сотые, а зачастую тысячные доли секунды все решают. То есть неправильно весло в воду вставил и уже не лидер. Это действительно ювелирная работа.
— Пятое место байдарки-четверки на «тысяче» стало главным разочарованием?
— Кто внимательно изучал раскладку предварительного круга, тот видел, что с нами стартовали будущие чемпионы и серебряные призеры — португальцы и немцы. Там был легкий попутный ветерок. В таких условиях нельзя задерживать опору весла. Важны законченность движений и разворот туловища. И ребята идеально попали в схему прохождения дистанции. 750 метров прошли за 2.08. При должном финише они превзошли бы рекорд мира. Но Роман сбросил обороты, дав выиграть немцам и португальцам, которые проехали под высшее планетарное достижение. Имевшийся запас, по идее, должен был придать экипажу уверенности. Но, похоже, она переросла в самоуверенность: мол, мы легко разберемся со всеми и в финале. А это ни к чему хорошему не приводит. Кроме того, подул правый боковой ветер, при котором в тиши оказываются первая — третья дорожки. А наши парни стартовали по седьмой. Сразу со старта по второй и третьей воде полетели румыны, португальцы. И все — судьба гонки решилась. Вроде и наши шли в свою силу, но ни яркого старта, ни середины, ни даже мощного финиша не получилось. То есть бойцовских качеств экипаж не показал. Несмотря на то, что задувало, можно было и из этой ситуации выйти с медалью. На этапе в Дуйсбурге им удавалось по неудобной дорожке пробиться на пьедестал. А здесь, считаю, просто не захотели, решили, видимо, отложить разборки до чемпионата мира. Эту гонку мы еще с ними не разбирали.
— В связи с тем, что и на втором этапе они оказались только четвертыми, а их дублеры — первыми, какие-то коррективы намечаются?
— Все решат тест-тренировки, которые проведем за две недели до отъезда в Чехию, где должны сформировать модели рекордного прохождения дистанций. Окончательный состав объявлю не позже 28 июля. Вообще готовиться к планетарной регате будут все спортсмены, на чемпионате Европы попавшие в шестерку сильнейших. Критерии жесткие, но иначе нельзя. Чтобы завоевать олимпийские лицензии, нужно показывать очень высокие результаты. Поехать в Сегед могут и тот же Александр Жуковский, Павел Медведев с Александром Ермаковым, занявшие седьмые места, но не за счет Минспорта. Считаю, это правильный принцип.
— А как расцените седьмое место Медведева и Ермакова в байдарке-двойке на олимпийской «тысяче»?
— Должен признать, из-за огромной занятости этой дисциплине я вообще еще внимания не уделял. Казалось, что и достойных исполнителей для нее нет. Но «тысяча» — это ж не скоростно-силовой компонент, а равномерность хода и немного скорости. Паша Медведев — это очень талантливый спортсмен. Он и в одиночке уже сейчас неплохо смотрится. Думаю, и с двойкой в ближайшее время разберемся. Возможно, кого-то другого вместе с ним попробуем в экипаже — Сергея Финдюкевича или Виталия Белько. А может, и с Ермаковым останутся, но с 3.10 выйдут на 3.07, что позволит уже в Сегеде бороться за лицензию. Окончательно определимся после тест-тренировок.
— Жуковский в каноэ-одиночке на «тысяче» также ограничился седьмым результатом…
— Как и в прошлом олимпийском цикле, он уже три года тянет из нас жилы. Вселит надежду и, может быть, станет 4—6-м. Меня такой расклад не устраивает. Но поскольку он остается в этом классе сильнейшим в стране, предложил ему искать средства для поездки в Венгрию. Попадет в шестерку — хорошо, нет — тоже не проблема. В одиночках запланирован дополнительный отбор на Игры. Он состоится на тест-регате 13—15 мая в Дуйсбурге. Там ему или Денису Гараже, который за зиму реанимируется, уже по силам будет завоевать одну из двух оставшихся путевок. А на «двухсотке» Денис, не исключено, решит эту проблему еще в Сегеде. Не получится — трагедии из этого делать не будем. По крайней мере, в Белграде он показал характер, благодаря чему и завоевал медаль. В отличие от соперников, которые проехались по своим «потолкам», Гаража к августу еще пару секунд может сбросить.
Богдановичам нормально выступить на этапах Кубка мира помешало халатное отношение Андрея к своему здоровью. Он слишком много внимания уделяет компьютеру, может шапку не надеть, кондиционер включить, что выливается в простуды. Вместе с тем — сильнее их по потенциалу спортсменов в мире не вижу. Они должны все дистанции в двойке выигрывать. Но их важно основательно проработать в ходе подготовки, чтобы не приходилось прибегать к запредельной мобилизации. Если исключат болезни и будут еще серьезнее работать, то и в следующем цикле им равных не будет, в том числе и на 200 м. Как и Петрушенко с Махневым, их можно сравнить со снарядом под 200 кг, который, если разгонится, уже не остановишь. На чемпионате мира Богдановичи будут стартовать только на «тысяче», а две другие дистанции пойдут Дмитрий Рябченко и Александр Волчецкий. В четверке, скорее всего, к ним присоединятся Гаража и Войтишкин. И ее парни, конечно, должны выигрывать.
— У нас появились и девочки-каноистки…
— В Канаде, Америке, России, других странах женщины гоняются на каноэ уже лет 15. И все идет к тому, что их спринтерскую одиночку включат в программу Игр в Рио-де-Жанейро. Как только это случится, конкуренция сразу же возрастет. Чтобы не упустить момент, собираемся и этому виду уделить серьезное внимание. Екатерина Герасименко в прошлом году дебютировала на международной арене. И тогда еще в стартовый створ не могла попасть, а сейчас на Европе уже смотрелась достойно. Она умничка у нас, исполнительная, старательная. А главное — стремится чего-то достичь. Думаю, женское каноэ у нас тоже будет на уровне. Специалисты у нас есть.
— Где будете подводиться к планетарной регате?
— Пока в Мозыре, а на последние две недели, если позволят средства, переедем в Чехию. Не получится — значит, продолжим гоняться по Припяти. Ничего страшного в этом не вижу. Хотя, конечно, желательно провести заключительный этап на водном стадионе и уехать от семейных забот. В любом случае планку опускать не собираемся.
Елена ДАНИЛЬЧЕНКО