Светлана Абросимова: хочу сыграть за медали с белорусками!

Источник материала:  
22.06.2011 19:18 — Новости Спорта
Светлана Абросимова: хочу сыграть за медали с белорусками!

Светлана Абросимова: хочу сыграть за медали с белорусками!

Конечно, они не забыли тот матч. Поражение от белорусок в четвертьфинале чемпионата мира получилось для россиянок чрезвычайно болезненным. Еще бы, кто мог предположить, что скромный аутсайдер, как назвал нашу сборную Борис Соколовский, сокрушит претендента на медали! Но сокрушил, причем без особых проблем.

Корреспондент «СП» побеседовал с одной из самых титулованных российских баскетболисток Светланой АБРОСИМОВОЙ перед европейским форумом. Однако, по-моему, интервью ничуть не потеряло актуальности. Сейчас даже любопытней сравнить мнение Абросимовой по определенным вопросам с тем, что увидели болельщики и специалисты на польском паркете в предварительном раунде. А до нового противостояния между Беларусью и Россией остались считанные мгновения…

— Светлана, ваш главный тренер окрестил поражение в четвертьфинале прошлогоднего чемпионата мира обидным и необоснованным, давая понять, что фиаско было случайным.

— Эх, и охота вам постоянно обсуждать этот турнир? Конечно, мы считали себя сильнее белорусок. До плей-офф Россия играла вполне успешно, а потом… Нет, о недооценке речи не шло, хотя накануне турнира легко победили в двух спаррингах в Минске. Предполагали, что белоруски выйдут на пик командной игры, что не раз делали ранее. Да и непозволительно с прохладцей относиться к сборной, которая несколько лет кряду демонстрировала стабильно высокие результаты. Несмотря на это, все равно думали, что должны выигрывать. Но… Вероятно, у кого-то и присутствовал недонастрой. Однако лучше сделаю комплимент Беларуси. Ваша команда провела тогда очень хороший матч, превзойдя Россию во многих компонентах.

— Показалось, что кроме вас и Хэммон никто даже не боролся…

— Не хочу заниматься огульной критикой, возвращаться к негативу. Все-таки та игра уже в прошлом. И, знаете, в коллективе всякое случается: у одного не пошло, второй не сумел переломить себя… Видимо, это был не наш день. Хотя, естественно, неудачный матч стал уроком. Надеюсь, мы сделали соответствующие выводы.

— На товарищеском турнире во Франции вы победили белорусок. Уместно ли считать эту викторию реваншем?

— Многие девчонки вспоминали перед матчем чемпионат мира, мол, давайте соберемся, поквитаемся. Впрочем, это было несколько глупо, ведь преувеличивать значение спарринга едва ли не стоит. Команды просто готовились к европейскому первенству, наигрывали взаимодействия, проверяли эффективность тактических схем. Приятно, что победили. Однако все покажут матчи в Польше. Хочется встретиться с вашей сборной в каком-нибудь важном поединке. Лучше всего за медали. Я гарантирую на сто процентов, что Россия выйдет на матч с белорусками с особым настроем!

— Вы пропустили вторую и третью игру во Франции…

— Мне рассекли бровь в одном из эпизодов, и пришлось накладывать четыре шва. Матч с белорусками получился жестковатым: потолкались, поборолись... (Смеется.) Ваши девчонки подошли после финальной сирены, подбодрили. У нас всегда были хорошие отношения за пределами площадки. Многие знакомы друг с другом по выступлениям в чемпионате России. Обидно, правда, что лишилась на какое-то время игровой практики. Сама рвалась на площадку, но тренер, посовещавшись с доктором, попросил взять паузу.

— Президент РФБ Александр Красненков заявил, что Россия не только должна занять первое место на чемпионате Европы, но и нацелена на «золото» Олимпиады…

— Максимализм — это всегда классно, а главе федерации, безусловно, необходимо ставить высокие задачи. Однако не хочу что-то загадывать. Будем двигаться шаг за шагом. Сегодня первоочередная цель — чемпионат Европы. Считаю, призовое место станет очень хорошим результатом. О «золоте» мечтает каждый, но нельзя забывать о приличной конкуренции. К тому же у нашей сборной, как и в российском чемпионате, есть проблемы. Не все так сладко, чтобы однозначно говорить о первом месте. Поэтому континентальный форум наверняка получится тяжелым. Думаю, будут и упорные матчи, и поражения.

— Россия ослабла или стала сильнее по сравнению с прошлым топ-турниром?

— Пока рано делать выводы. Будет видно в Польше. Некоторые игроки собираются психологически и подходят к максимуму функциональной готовности именно к официальным матчам. А в спаррингах что-то получалось, что-то нет. Например, появилась непонятная тенденция сбавлять обороты в третьей четверти. В общем, есть над чем работать. Надеюсь, на чемпионате Европы будем прогрессировать и предстанем в плей-офф в оптимальной форме.

— Как прокомментируете решение отказаться от услуг американских плеймейкеров?

— Насколько знаю, Бекки Хэммон на сей раз не рассматривали в числе кандидатов. Что касается Принс, то она не совсем первый номер, но человек выступал в нашем чемпионате, зарабатывал деньги, занимая в клубе место российского игрока. Все думали, что Принс приедет, однако, похоже, у Епифании не было особого желания помогать сборной. Она не хотела тренироваться с командой, рассчитывая появиться буквально накануне чемпионата. В такой ситуации, по-моему, главный тренер и федерация приняли правильное решение. Ведь та же Бекки всегда приезжала с открытой душой, всех знала и со всеми общалась, причем играла практически бесплатно. А тут нам стали выдвигать условия, хотя Принс ни разу не защищала цвета российской сборной. Мы — нормальные люди, уважающие себя. Если человек так себя ведет, что ж, как-нибудь обойдемся своими силами.

— В результате Соколовский доверил вам функции основного разыгрывающего…

— Привыкаю потихоньку к новой роли. (Смеется.) Конечно, я знаю свои слабые стороны и едва ли стану великой разыгрывающей, как Сью Берд или Джейсон Кидд. Но у меня есть козыри. Я повыше других первых номеров, посильнее, поэтому где-то легче отдать передачу. Надеюсь и на помощь партнеров. Баскетбол — командный вид спорта. В одиночку не добьешься успеха.

— В чем или в ком, полагаете, главная сила белорусок?

— Мне кажется, ваши успехи связаны с тем, что костяк сборной находится в зрелом возрасте. Девчонки имеют хорошую практику в зарубежных клубах, где нужно биться за место под солнцем. Накоплен хороший опыт, который помогает в матчах за национальную команду. У вас немало классных игроков: Веремеенко, Левченко, Троина, Марченко… Коллектив сплочен, мне очень импонирует работа тренерского штаба. Сборная прекрасно организована, нет провальных позиций. Плюс у девчонок и тренеров всегда чувствуется повышенная мотивация, патриотизм, ведь они живут не в самой большой и не в самой богатой стране.

— С кем-то тесно контактируете? Может, с Левченко, с которой соперничали в прошлом финале НБА?

— Да, общаемся, поддерживаем отношения. С Еленой мы выступали за УГМК и будем снова вместе играть в следующем сезоне.

— Не заключали тогда с ней пари на решающую серию?

— Просто шутили, что тот, кто победит в первом матче, должен побыстрее закончить финал. Ведь нас ждали в сборных, готовившихся к чемпионату мира.

— Белоруски снова выступают в платьях. Кажется, на чемпионате мира вы были от них не в восторге…

— Я не говорила ничего плохого по данному поводу. Это дело команды, в чем играть. По-моему, новшества иногда необходимы. Хорошо, если вашим девчонкам нравятся платья.

— Провокационный вопрос: какая сборная красивее?

— Ха, это надо у мужчин спрашивать! Но, думаю, если бы брали в расчет только внешние данные, Россия и Беларусь встречались бы в финале любого турнира.

— Ладно Беларусь с ее небольшим населением. Но почему в России образовался дефицит разыгрывающих?

— Толковых девчонок немало, однако ведущие клубы, чтобы быстро достичь результата, предпочитают приглашать иностранок. Мы не развиваем свои таланты. На каком-то этапе, лет с 18, молодежи просто не дают играть. А для первого номера особенно важно иметь постоянную практику. Девчонки должны непременно набираться опыта противостояния с сильными европейскими командами. К сожалению, ставка делается на готовых звезд, ведь перед любым тренером ставятся максимальные задачи.

— Это проблема федерации, клубов?

— Смотря какие цели поставлены. Если существует задача вырастить новое поколение, чтобы победить на Олимпиаде, то выход очевиден. Хотя федерация не может особо влиять на клубы. Разве что попробовать ограничить число легионеров… Это сложный вопрос.

— С другой стороны, конкуренцию в клубах никто не отменял.

— Безусловно, но соперничество должно быть справедливым. А если тренер иностранец и его окружают иностранки, то он охотней доверяет именно им. Мало кто может отправить в запас высокооплачиваемых баскетболисток. В результате некоторые игроки сборной России часто сидели на скамейке, и на чемпионате Европы у нас не будет ни одного чистого первого номера.

— Вы тоже в прошлом сезоне мало играли. Причем я читал разные версии: то ли у Абросимовой был конфликт с уже бывшим главным тренером УГМК Гундарсом Ветрой, то ли после отдыха вы прибыли в расположение клуба в плохой форме…

— Это неправда. Просто тренер больше доверял как раз легионерам, не видя меня в своих схемах. Жиркова, которая появилась в команде последней по ходу сезона, и то играла больше. На то, как люди проявляли себя в тренировочном процессе, Ветра фактически не обращал внимание. Некоторые ломались психологически. Но я — профессионал и всегда работала по полной программе. Занималась и дополнительно, зная, что есть и сборная, и НБА. С мотивацией у меня неизменно порядок.

— Прошлым летом вы стали первым в истории российским игроком, завоевавшим чемпионство в НБА. На какое место в карьере поставите этот успех?

— Пожалуй, на второе после бронзовых медалей Олимпиады в Пекине. Конечно, заокеанская виктория незабываема. Я играла в Америке много и в разных командах, поэтому очень рада чемпионскому перстню. Правда, расстраивало то, что до моих выступлений в НБА, кроме родных, друзей, первых тренеров в России, почти никому не было дела. Интерес появился лишь после того, как поняли, что Абросимова может что-то выиграть. Пускай мужской баскетбол популярнее женского, но все равно посмотрите, сколько внимания уделяют карьере Кириленко и сколько моей, хотя без ложной скромности замечу, что добилась немалого.

— «Сиэтл» провел впечатляющий сезон…

— Да, мы выглядели здорово. Впрочем, несмотря на «сухую» победу над «Атлантой», финал, как вы видели, получился очень захватывающим и команда Левченко боролась до конца.

— Что дали вам годы, проведенные в США?

— Они закалили характер, волю, выработали лидерские качества. Ты живешь в другой стране, нужно разговаривать на незнакомом языке, приобщаться к чужой культуре. В баскетбольном плане там крайне непросто выдержать конкуренцию. Необходимо быть в отличной форме, в каждом матче и на каждой тренировке доказывая свое право на место в основе. Иначе молодые афроамериканские баскетболистки просто «съедят». В Америке плотный график матчей, много перелетов. Но, считаю, все игроки должны стремиться попробовать силы в НБА.

— После чемпионата России — это другая планета?

— Если говорить о баскетболе, то УГМК и два других наших ведущих клуба потягались бы с командами НБА. Хотя средний уровень разнится, как день и ночь. Естественно, не в пользу России. Плюс американская лига — это колоссальный ажиотаж вокруг матчей, зрительский интерес, вовлечение игроков в различные социальные акции.

— В рейтинге популярности игровых видов спорта женский баскетбол в России, кажется, ныне находится в числе аутсайдеров…

— Увы, это так. О нас почти не пишут, нас не показывают. По-моему, все зависит от конкретных людей. Был Шабтай Калманович, и он ходил, договаривался о трансляциях. Знаете, когда мы сейчас проходим в аэропорту, первое, что спрашивают: «Девочки, вы — волейболистки?» В отличие от баскетбола этот вид сегодня на экранах телевизоров. А ТВ — главный источник популярности. Да, есть ребята из «НТВ Плюс», которые работают фактически на одном энтузиазме и показывают какие-то матчи. Но аудитория общедоступных каналов выше. У нас же и сборную по ним не показывают (позавчера появилось сообщение, что «Россия-2» будет транслировать все поединки российской команды, начиная с квалификационного раунда. — Прим. «СП»). Что ж, значит, сейчас такое время. Нужно пережить его. Обидно? Конечно! Ведь твои лучшие годы проходят, а у моих родителей, например, нет «НТВ Плюс». Не потому, что денег жалко, — просто в доме нельзя установить тарелку. А в Америке все можно посмотреть или по телевидению, или с помощью Интернета. Понимаете, благодаря трансляциям дети записываются в секции. Я заболела баскетболом, когда следила за победной для сборной СНГ Олимпиадой в Барселоне. В лагере у нас был один телевизор на всю гостиницу, и никто не пропускал матчи. Такие моменты врезаются в память.

— Вы бы смогли жить в США?

— Думаю, да. Там все намного проще и комфортнее. Если тебе надо в Москве поменять права на машину — пиши пропало. Понятия не имеешь, сколько времени это займет. А в Америке приехал, заполнил анкету, заплатил 10 долларов — и до свиданья. Можно все сделать даже по Интернету.

— Правда, что мечта Абросимовой — купить яхту?

— Есть такое. Круто? Это у многих россиян ее наличие сразу вызывает ассоциации с Абрамовичем. А за границей яхта доступна, как и автомобиль. К тому же необязательно покупать большую и новую.

— Любите путешествовать?

— Да. Давно хотела побывать в Японии, но после всем известных трагических событий не знаю, удастся ли осуществить мечту. В Тибет бы съездила. Кроме того, еще ни разу не была в Лондоне…

Михаил МОЗАКОВ из Быдгоща


←Игорь Шлойдо: сами не ожидали

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика