Лето, ох, лето!
Лето, ох, лето!
Сегодня у «СП» праздник — 60-летний юбилей газеты, это не шутки — веха. Но 1 июня, в принципе, день, имеющий особую подоплеку, и даже ауру. Многие, например, вспоминают о том, что дети нуждаются в защите. А уж поклонники творчества Мерилин Монро впадают в транс, отмечая очередной посмертный день рождения американской актрисы, хотя и про Евгению Симонову, родившуюся в этот же день, забывать нельзя. Тем более что ее роль в захаровском фильме-притче «Обыкновенное чудо» (это где Абдулов — Медведь) не менее ярка, чем игра Монро в «В джазе только девушки» (название в советском прокате) или же «Джентльмены предпочитают блондинок». Да и вообще — это равноценные величины, достойные восхищения. Как заслуживает оваций и, видимо, лучший альбом легендарных «битлов» «Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера», также увидевший свет 1 июня. А самое главное, господа и дамы, братья и сестры — лето, ах, лето! Оно началось, и хочется вторить вслед за еще более или менее молодой и еще более или менее адекватной Аллой Пугачевой: «Я так хочу, чтобы лето не кончалось, чтоб оно за мною мчалось, за мною вслед».
Вот, правда, как это настроение преломится на наши футбольные реалии — ответить сложно. Учитывая, какие глобальные кадровые проблемы сотрясли мирок немецкого рулевого белорусской сборной Бернда Штанге, ни он, ни все мы не застрахованы от варианта, при котором лето-2011 действительно будет за нами мчаться и даже преследовать долго, и, к сожалению, не тем, чем бы хотелось — разочарованием, депрессией, гипотетическими пертурбациями. Но, в любом случае, именно 1 июня отечественная национальная дружина проведет единственную тренировку на поле столичного стадиона «Динамо» в преддверии пятничной баталии с французами в рамках отборочного цикла ЕВРО-2012.
ОПЛАТА ВЕКСЕЛЕЙ
Сказать, что кадровая ситуация в белорусской команде накануне приема подопечных Лорана Блана внушает опасение — значит, не сказать ничего. Это объективно. Поэтому Штанге, с болью в сердце сетовавшего на пресс-конференции в понедельник на многочисленные потери в составе, можно легко понять. Нам всем можно посочувствовать. Фраза, вырвавшаяся из немецких уст: «со всеми этими проблемами чувствую себя почти бессильным», говорит о многом. Дисквалификации на поединок с Францией имеют Кульчий, Молош и Корниленко. Травмированы Глеб-старший, Кутузов, Родионов, Нехайчик и Амельченко. Действительно, напасть и драма.
Но, когда Штанге задался весьма интересными вопросами, подвесив их в воздух, то есть оставил без ответов, согласиться с немецкими посылами у «СП» не получилось. Ведь что говорил герр Бернд? «Спрашиваю себя: почему же они (проблемы. — «СП») возникли именно сейчас, на решающем отрезке отборочного турнира? Ведь мы так здорово провели предыдущий год, добившись ряда сенсационных результатов. Почему теперь так много причастных к тем успехам футболистов осталось сейчас вне игры?»
В принципе, хорошо, что Штанге спрашивает себя, а значит, и с себя. Другое дело, что, не дав никаких вразумительных ответов на собственные вопросы, которые не являются риторическими, тирада немца получила явную адресацию к судьбе и прочим сверхъестественным силам, устроившим такую прополку состава белорусской сборной. Конечно, брать на себя смелость рапортовать за клерков небесной канцелярии — большая ответственность и даже риск, но автор этих слов все-таки пойдет на данный шаг. Ответы на вопросы Штанге содержатся в самих вопросах тренера — ни больше и ни меньше. Действительно, в 2010 году белорусы преподнесли сенсации, обыграв французов в Париже и не уступив румынам в Минске. Но вспомните, как нам везло в этих матчах, да и не только в этих, да и не только непосредственно в событиях, происходивших на поле, но и перед ними, это если не упускать из виду скандальные передряги в лагере «трехцветных» на мундиале в ЮАР и после оного. Сам Штанге признает: «Мы были хуже французов, однако одолели их». А за все в этом мире надо платить. О чем и предупреждала «СП» болельщиков еще осенью, уберегая и себя, и их от ложных симптомов ложной эйфории. Нашей сборной и персонально Штанге сопутствовала невероятная удача, за которой, в принципе, мало что стояло. Речь идет, в первую очередь, о реальной, продуктивной и эффективной тренерской работе. Поэтому и следовал вывод: дескать, здорово, что Штанге удалось подружиться с удачей, стать везунчиком, но весь вопрос в том, на какой срок немец, а вместе с ним и вся белорусская сборная, попал в фавор у фортуны. Конечно, хотелось рассчитывать на долговременный союз, который можно было использовать во благо отечественному футболу. Но все получилось наоборот: в руках у Штанге осталось только перо жар-птицы, а сама она упорхнула, на что жаловаться нельзя — бесполезно. Удача была, есть и будет переменчивой дамой. Беды начались не сегодня — весной, холодный душ на белорусскую сборную пролился еще поражением в Тиране, а ныне, когда та же кадровая ситуация не улучшилась, а только ухудшилась, более чем возможно продолжение негативного ряда. Ибо при «нет» от фортуны у Штанге ранее не находилось никаких других аргументов для своего ответственного «да». Как получится сейчас, для «СП» очевидно, но не будем-таки портить заранее друг другу настроение. Сохраняя какую-то веру в доброе пробелорусское волшебство, о чем радеет и Штанге.
— Мы должны так подготовить команду, чтобы она смогла совершить чудо…
Дались же ему, и всем нам вслед за немцем, эти чудеса…
ТЕМА ДНЯ
Когда нет ясных и очевидных ответов на крик души «что делать?», с языка автоматически срывается вопрос «кто виноват?» Третьего не дано. Увы, приходится констатировать — виноваты все мы, хотя Штанге в этом списке «преступников» все-таки должен выступать «паровозом».
Безусловно, можно высказать претензии прежнему руководству федерации — многочисленные, ибо такова человеческая сущность: кому-то всегда что-то не нравится. В этом смысле пролонгация контракта со Штанге осенью-2009 — решение чрезвычайно спорное. Естественно, виноваты футболисты — плохо играют, не прогрессируют, напротив, довольствуясь малым. Сытостью и упакованностью по среднестатистическому национальному уровню. Разумеется, лежит ответственность за происходящие негативные процессы и на журналистах, которые упустили момент для удара в набат, когда государственная поддержка породила клановость, финансовые «откаты» и прочие элементы иждивенчества. К болельщикам претензий меньше, ибо они голосовали за такой футбол ногами, не проявляя большого интереса не то что к матчам внутреннего чемпионата, но и к тем же поединкам сборной. Но, видимо, такой протестной формы было недостаточно, ибо «услышать» пустоты на трибунах, поняв в чем корень зла — никто не удосужился.
Занятно, что Штанге всегда старался и продолжает стараться позиционировать собственную персону в качестве борца с недостатками существующей системы (она все еще прежняя — срок работы нового руководства АБФФ смехотворен), хотя есть большое подозрение, перерастающее в уверенность, что герр Бернд абсолютно приспособился к этой системе, став в ней своим человеком. Интроверт и конформист, за чьими словами ничего не стоит. Ибо неужели Штанге, вечно «переживающий» и сетующий на полупустые трибуны, не понимает очевидного — это и есть главная оценка его работы. Объективная и единственно верная. Люди не верят ни этому тренеру, ни руководимой им команде. Она им в этом состоянии, при таких подходах наставника неинтересна.
Более того, фортуна — фортуной и судьба — судьбою, но кое-что куем в этом отношении и мы сами, а кузнец собственного счастья из Штанге своеобразный. «Широта» тактического кругозора немца — притча во языцех. Его взгляды на то, кто должен приглашаться в сборную, когда и на каких позициях в случае приглашения играть, давно набили оскомину подходом экспериментатора-дилетанта. И все это на фоне жаркого пиара себя любимого, огромного желания тусоваться на элитарном футбольном уровне. И так ведь продолжается и поныне — никаких перемен.
Ну скажите, какой прок белорусской сборной от поездки Штанге на финал Лиги чемпионов, из-за чего немец не посетил финальный матч Кубка Беларуси? Он что, просматривал в Лондоне кандидатов? Оказывается, для него как тренера было важно попасть в столицу Великобритании. Немцу посчастливилось жить в одном отеле с футболистами «Барселоны» (видимо, пополнил фотоальбом), он почерпнул для себя много интересного, а игра получилась отменной. Остается только завидовать, а заодно вопрошать: может, Штанге почерпнул что-нибудь не только для себя, но и для возглавляемой им белорусской сборной? И вообще интересно узнать, встретил ли он на «Уэмбли» своих коллег из Франции, Албании, Румынии, Боснии и Люксембурга, или эти наставники предпочли заниматься непосредственной работой. Приедет Блан — спросим…
Как и, считайте, спрашиваем уже у нынешнего руководства АБФФ: а за чей, собственно говоря, счет состоялся лондонский вояж Штанге? И стоит ли удивляться, что не видевший финала Кубка Беларуси немец придумал в понедельник множество «отмазок», якобы объясняющих, почему в сферу его интересов не попал действительно хорошо игравший в мае хавбек «Гомеля» Стасевич. И ведь это регулярная практика Штанге, отказывающегося быстро, оперативно реагировать на вызовы дня, конъюнктуру в профессиональных вопросах.
Да и о какой реакции, в принципе, может идти речь, если тренер национальной сборной не обращает никакого внимания на матчи очередного тура национального чемпионата, финал национального Кубка и поединки российской премьер-лиги, в чьих клубах также есть кандидаты в сборную в угоду Лондону?! А ведь в пятницу на предматчевой разминке глупо травмировался голкипер «Локомотива» Амельченко. При неочевидности выбора на вратарскую позицию это было новой серьезной проблемой. Но когда о ней узнал Штанге? Вышел ли на связь с игроком, поддержал ли его? Или одним больше, одним меньше — неважно?! А потом Штанге жалуется на игроков, как быстро они гаснут, как портят карьеры, гонясь за заработком… и так далее, и тому подобное.
Никто не спорит, что посещение такого события, как финал Лиги чемпионов, полезно для любого тренера. Видеть подобные матчи воочию, а не на телеэкране — эффективно. Но ведь каждому овощу свое время! Когда у тебя на носу такие ответственные матчи, когда у тебя столько проблем, но хочется верить в чудо, так и надо в него верить! До конца. А значит, смотреть не чужие, а свои матчи. Вдруг кто-нибудь блеснет, сверкнет, по-хорошему удивит. Но Штанге негибок, ему это неинтересно, хотя история спорта, действительно, хранит в себе немало подобных чудес. И игроков надо поощрять, авансировать, особенно в нашей критической кадровой ситуации. Но…
Штанге убежден, что в матче с французами белорусы аутсайдеры. В современной ситуации это объективно. Штанге рисуется, якобы не желая раскрывать тактику, но немедленно говорит о необходимости действовать «компактно, массивно, плотно, чтобы не дать сыграть французам», словно это не тактика, а филькина грамота. Штанге утверждает, что 3 мая надо уповать на бойцовский характер — биться за результат. Согласимся. Штанге призывает болельщиков запугать гостей, требуя агрессивности публики, словно находится в нашей стране первый день и не понимает, что это не в характере белорусов. Штанге ничего не обещает болельщикам, но напоминает, напоминает, напоминает: «В футболе возможны чудеса». Но, разумеется, как человек слова, как человек крепких и трезвых убеждений, он свидетельствует: «Я реалист, а не мечтатель». И так уже почти четыре года…
Руслан ВАСИЛЬЕВ, фото Владимира ИВАНОВА