«ПОРХАЮЩИЕ БАБОЧКИ» ПЕРЕД ОЛИМПИЙСКИМ ВЗЛЕТОМ
28.04.2011
—
Новости Спорта

«Утверждение, что спортивный век гимнасток короток — несправедливо. Гимнастика, как душа, остается на всю жизнь», — так метко однажды сказала наша знаменитая «художница» Марина Лобач. И это еще раз подтвердил проходивший в Минске традиционный международный турнир на призы олимпийской чемпионки. У самых маленьких и уже повзрослевших девчонок в глазах играло весеннее солнышко, а сами они излучали свет. Каждой очень хотелось показать себя знаменитой чемпионке, получить от нее одобрительную улыбку и, конечно, когда-нибудь стать такой же звездой.
И все они были прекрасны, и было здорово и празднично во Дворце спорта, где проходили соревнования и наши знаменитости под шквал аплодисментов вручали призы юным победительницам. А я вспомнил другие времена, и в каждой девчонке угадывалась та самая Марина, которая сидела на краешке гимнастического ковра, охватив ручонками колени. Она была похожа на сказочную бабочку, которая вот-вот вспорхнет с цветка и закружится в легком танце. Когда Марина пробилась в элиту сначала советской, а потом и мировой гимнастики, я встретился с ней на Олимпийских играх-88 в Сеуле.
Там она оказалась неповторимой. Перепутать ее с кем-то было невозможно. Каждое выступление — как душой исполненный полет. Чистота, эмоциональная окраска сложнейших элементов — на грани фантастики. Перефразируя Тютчева, можно сказать, что ее, как первую любовь, Олимпиады сердце не забудет. После блестящего выступления в Сеуле белоруска стала первой «художницей» — олимпийской чемпионкой в Советском Союзе. Мне посчастливилось стать свидетелем этого незабываемого выступления. Помню, как лидер болгарской сборной чемпионка мира Бьянка Панова оценила обворожительную силу белорусской «принцессы», ни на секунду не спуская с нее глаз. А когда сама вышла на помост, не справилась с волнением, допустив грубейшую ошибку. После выступления она поз-дравила Марину и призналась, что соперничать с ней было невозможно. А Марина плакала и принимала комплименты. Набрав абсолютную сумму баллов, она была уже недосягаемой для соперниц.
«Проснулась в этот день, — рассказывала позже Марина, — в ужасном настроении. Не могла ничем объяснить то удручающее состояние. Наверное, сказалось нервное напряжение. А рассчитывать на то, что соперницы простят даже малейшую ошибку, было невозможно. Но перед самым выходом на ковер вдруг появилось спокойствие». Марина неожиданно поверила в то, что она — чемпионка. Впору уже было как-то спасаться от опасного благодушия!
«Неужели от спокойствия нужно спасаться?» — спросил я ее тогда. «Конечно, — ответила чемпионка. Иначе исчезнут эмоции, без которых выступление не может быть красивым».
Вспомнились сеульские встречи и с другими чемпионами. Почти все они сетовали на чрезмерное волнение. А Лобач, видите ли, излишняя уверенность в себе мешала! Откуда такой характер, где он мог так закалиться у 18-летней девушки?
Ее восхождение началось стремительно. 14-летняя школьница выиграла соревнования в Праге, затем занимала призовые места на других международных турнирах. На «советском ковре» в то время царили очаровательные Даля Куткайте и Галина Белоглазова. Но Лобач не осталась незамеченной. Ее включили в состав сборной Советского Союза. А первой открыла юное дарование Ирина Лепарская — тренер в Смолевичах, где жила тогда Марина. Она смогла разглядеть способности и чемпионский характер в белокурой непоседе и передала ее более опытной Галине Крыленко с простой рекомендацией: «Посмотри эту девочку»...
Во время Игр газета «Сеул олимпиан», посвящая Марине несколько страниц, писала, что она стала обладательницей абсолютного рекорда в художественной гимнастике, добившись высших оценок как в обязательной, так и произвольной программах. Превзойти ее результат невозможно — его можно только повторить.
Искусство нашей гимнастки стало украшением той Олимпиады. Когда лучшая грация выходила на ковер, в зале стояла такая тишина, что, казалось, соседи слышали дыхание друг друга. А потом, как весенний первый гром, раздавался шквал аплодисментов...
Ни до, ни после Марины никому из наших «художниц» подобного успеха достичь не удавалось. Хотя, надо отметить, что попытки предпринимались отчаянные. В одной из них Юлии Раскиной чуть-чуть не хватило до олимпийского пика. А было это на Играх-2000 в австралийском Сиднее. Чтобы попасть туда, ей пришлось на крупных международных соревнованиях выдержать жесткую конкуренцию со стороны уже, казалось бы, недосягаемой россиянки Алины Кабаевой. Первым серьезным испытанием для белорусской грации был чемпионат мира, когда она сумела завоевать серебряную медаль в многоборье, уступив лишь «чудо-ребенку», как называли Кабаеву, за которой стоял непоколебимый международный авторитет ее тренера Ирины Винер. Но и руководители белорусской команды во главе с Ириной Лепарской хорошо знали свое дело.
Наши основные надежды на медали Сиднея в турнире по художественной гимнастике были связаны с Юлией Раскиной. К тому времени она считалась уже одной из фавориток на мировой арене. В олимпийском году белоруска на чемпионате Европы набрала одинаковую сумму баллов с Кабаевой. И тогда известная «провидица» Винер решила, что в олимпийском турнире ее звездную воспитанницу заменит Юлия Барсукова. К такому повороту событий никто из соперниц не был готов. И сюрприз оказался победным — Раскина поднялась на вторую ступеньку олимпийского пьедестала почета. Но после провальной Атланы-96 это был большой успех белорусской школы художественной гимнастики.
Еще одну попытку подняться на уровень Марины Лобач сделала Инна Жукова на Олимпиаде-2008 в Пекине. Тогда, в Поднебесной, звонким и ярким аккордом наших «очарований» и завершилась эта грандиозная Олимпиада. Но что примечательно: перед Пекином, в Афинах-2004, как и в Атланте, белоруски плакали горькими слезами по случаю своей неудачи. Но, наверное, в этом и проявляется особый, свой характер белорусов: когда нагрянет беда, мы только крепче сжимаем зубы: мы выстоим, мы победим. Наших спортсменов поражения заставляют только сильнее концентрироваться. И пусть в итоге случилась маленькая осечка, но Инна Жукова в Пекине, продемонстрировав свое высокое мастерство и волю к победе, завоевала серебряную награду. А наши «групповички» стали «бронзовыми».
...А пока Марина Лобач является первой примой белорусской художественной гимнастики. И будем надеяться, что почин великой чемпионки продолжат ее ученицы, в том числе и кто-нибудь из участниц прошедшего турнира «порхающих бабочек».
Вячеслав Дутов