Кошице все равно зашумит!
Кошице все равно зашумит!
Итак, сегодня белорусская сборная по хоккею покидает родные пенаты, чтобы уже фактически взять курс на словацкий Кошице, где команде, возглавляемой Эдуардом Занковцом, предстоит взять старт в чемпионате мира матчами с соперниками по группе «В». Конечно, путь к месту назначения не окажется прямым — до 29 апреля и поединка с канадцами наша дружина проведет еще два спарринга со швейцарцами и немцами, однако официальные проводы, считай, состоялись.
Вчера был поставлен восклицательный знак в тренировках на домашнем льду «Минск-Арены» (именно восклицательный знак, а не точка, ибо к нам приехал дорогой во всех смысловых преломлениях Михаил Грабовский), а Занковец провел заключительную перед словацкими хоккейными перипетиями домашнюю пресс-конференцию. Теперь большинство из нас (за скобками журналисты, которым доведется работать на ЧМ, и болельщики, отправляющиеся в Кошице) увидят и Эдуарда Константиновича с его разросшимся штатом помощников, и самих хоккеистов только на телеэкранах. И пусть предстоящие встречи окажутся для нас счастливыми!
ЧЕМ БЛИЖЕ, ТЕМ ТРЕВОЖНЕЕ
В своем событийном обзоре дел белорусской сборной, опубликованном на страницах «СП» аккурат неделю назад, ваш покорный слуга акцентировал внимание на том, что все у нас проходит непривычно гладко. Дескать, никакой исландский вулкан не нарушал планов подготовки, в спаррингах команда добивалась радовавших болельщиков (большей частью) результатов, да и с кадрами не было обычной форс-мажорной заморочки, если не относить к таковым тренерскую проблему произвести секвестр расширенного состава кандидатов. Но вот прошла неделя, и чувство тревоги исподволь, но начало давать о себе знать, обостряться, хотя никаких чрезмерных потрясений в жизни сборной не произошло.
Но так уж устроен человек: чем дальше в лес, тем ему страшнее; чем ближе событие, которого так долго ждали и к которому так долго готовились, тем больше нарастает градус тревоги. Бесконтрольно, но основательно. Вчерашние мелочи приобретают вес, переставая быть мухами, от которых можно легкомысленно отмахнуться. Но хочется верить, что это исключительно болельщицкие ощущения, нагоняющие тень на плетень, а тренеры и хоккеисты — профессионалы с устойчивой к внешним раздражителям психикой — от них избавлены.
Тем не менее и Занковцу с коллегами есть над чем размышлять и над чем работать. Солидную информационную базу со знаком «минус» дал первый спарринг с Данией на «Минск-Арене», проигранный белорусами в серии буллитов. Но дело даже не столько в факте поражения, сколько в заурядности, обыденности и серости продемонстрированного хозяевами хоккея. Конечно, состав, как выяснилось, был неоптимальным даже для периода экспериментов, но многие игроки банально разочаровали. Занковец этого не отрицал, наоборот, подарил прессе весьма любопытный по глубине тезис: дескать, перспективные игроки из клубов ОЧБ стали утрачивать энергетику и мотивацию по мере прибытия в лагерь сборной корифеев, чья поездка в Словакию не обсуждается и никоим образом не находится под вопросом. За подобное признание, которое необходимо оценить как самокритику, Занковец заслуживает уважения, хотя к нему тут же появились вопросы. Например: а, собственно говоря, почему так произошло? Что помешало создать в коллективе такой микроклимат, чтобы битва за место под солнцем происходила на равных, без перекосов и до самого конца, то есть непосредственно до часа самого последнего из последних секвестров, состоявшегося вчера?
Впрочем, данный критический прессинг несет в себе элементы наивности, ибо ничего абсолютного в этом мире не бывает. И как бы Занковец с товарищами по тренерскому штабу ни стремился поддерживать огонь в костре внутренней конкуренции, все равно кто-то подспудно начинает размышлять в неверном направлении. Однако это и позволяет отделить зерна от плевел, то есть выявить сильнейших. Тем более что в Солигорске ситуация изменилась. Состоялось массовое пробуждение, и Данию белорусы разорвали в клочья, проведя, на взгляд многих, свой лучший спарринг этого апреля.
Но состав нуждался в сокращении, вызывая ассоциации со знаменитой комедией Эльдара Рязанова «Гараж». И Занковцу хочешь не хочешь, а пришлось войти в роль председателя правления гаражного кооператива, врача-ветеринара, которую с блеском исполнил Валентин Гафт. Чтобы с болью в сердце, но… фамилии были оглашены с обязательным уверением, что отцепленных игроков незамедлительно введут во вторую очередь, то есть отправят в расположение сборной клубов и вообще будут на них надеяться на случай «если что». Насколько верно ЭКЗ произвел секвестр, сейчас судить-рядить преждевременно. У автора этих слов кое-какие «отцепы» и кое-какие авансы, выданные уезжающим сегодня игрокам, вызывают сомнения. Однако было бы очень странно, случись полное совпадение симпатий и приоритетов. Да и настоящих ответов на эти вопросы и сомнения мы все равно не получим раньше, чем начнутся баталии чемпионата мира.
А люди, которых мы с таким нетерпением ожидали, стали подъезжать в Минск, держа слово перед Занковцом и болельщиками, — Калюжный, Колосов, Коваль, Грабовский. Таким образом, получается, что, за исключением давно травмированного Кольцова и трех НХЛовцев — братьев Костицыных и Салея, — ЭКЗ в текущем апреле получил уникальную возможность поработать со всеми лучшими белорусскими хоккеистами. Такое счастье ранее не приходило на улицу ни к кому из предшественников Эдуарда Констатиновича, да и он сам столкнулся с совсем другим порядком вещей год назад перед ЧМ-2010 в Германии. Но теперь внутреннее критическое давление самого Занковца должно возрасти в разы. Главный тренер наверняка прекрасно понимает и осознает: сослаться на кадровые неурядицы, как это сделал его коллега по цеху, футбольный специалист Бернд Штанге, оконфузившийся в Тиране, невозможно. Впрочем, нет никаких сомнений в том, что панические мысли Занковец гонит со двора всеми морально-психологическими метлами своего сознания, настраиваясь исключительно на позитив и работая в том же ключе с хоккеистами. Только бы спарринги со швейцарцами и немцами не преподнесли нам неприятных сюрпризов с травмами, да и в матчах чемпионата мира спортивные боги хранили бы здоровье наших игроков.
В ТИХОМ ОМУТЕ…
К слову, раскадровка словацкого чемпионата мира получилась весьма занимательной, априори сделав столичную Братиславу кипящим котлом турнира, а провинциальный Кошице его пресловутым тихим омутом. Речь в первую очередь идет об околоспортивных страстях и болельщицких проявлениях.
Судите сами. В Братиславе, помимо хозяйской дружины нашего старинного знакомца Глена Хэнлона, соберутся все самые громкие и ажиотажные команды соревнований — сборные России, Латвии, Чехии, Германии, Финляндии. То есть весь ожидаемый навар от наплыва туристов-болельщиков достанется именно столице. Именно там по-настоящему расцветет и будет благоухать чемпионат мира. А в Кошице… Канадские и американские болельщики на чемпионатах мира — малочисленные гости. Французы, норвежцы и австрийцы до сих пор не возвели ледовую игру номер один в культ, а белорусы бы и рады массово нагрянуть в Кошице, но у нас пока для этого не созданы экономические возможности. Остаются швейцарцы и шведы, но они никогда не присылали особенно массовых десантов, да и в колорите несравнимы, например, с финнами и латвийцами, не говоря о россиянах с их великодержавным гонором, хотя выпить тоже не дураки.
Но, во-первых, в любом омуте черти водятся, а, во-вторых, у камерной атмосферы тоже есть свои недостатки. Войти в турнир, когда нет ощущения его горячего дыхания, — проблема не из простых. Как и получить энергетический заряд от трибун в случае их глобального незаполнения. Правда, словацкие организаторы настроены в этом вопросе достаточно оптимистично, рассчитывая, что народ пойдет и на матчи в группах «В» и «С», но… поживем — и все увидим.
Тем более что надо уметь играть и побеждать в любой обстановке и атмосфере — прописная истина. Да и хоккей не шахматы, чтобы не найти внутреннего источника тиражирования эмоций. Главное, чтобы было желание, которого, по идее, у белорусских игроков должно быть в избытке. Правда, как уже отмечалось, в спаррингах с этим появились проблемы, но для того и сыграны «товарняки», чтобы выявить недостатки и указать тренерскому штабу, как и самим исполнителям, на тонкие, предрасположенные к разрыву места. Кстати, одно из них — управляемость команды в концовках поединков. Но и тут ни о чем категорично судить нельзя. Понятное дело, что в сложных концовках на лед в Кошице будут выходить асы (Грабовский, Калюжный), которые пока не участвовали в товарищеских баталиях.
Другой вопрос — уместно ли накануне чемпионата мира проводить один из оставшихся спаррингов с будущим соперником — швейцарцами. В принципе, так не принято, но если на это пошли обе сборные, значит, так тому и быть. Еще один нюанс, уже сейчас подлежащий анализу, — расписание баталий в группе «В». Назвать его идеальным для белорусов нельзя. Стартовый поединок с канадцами — это совокупность как плюсов, так и минусов. С одной стороны, принято считать, что сборной «кленовых листьев» необходимо время, чтобы сыграться и проникнуться ответственностью миссии, но с другой стороны — канадцы — это всегда канадцы, а состав у них собирается весьма интересный, и испортить нам настроение подопечным Кена Хичкока вполне по силам. И в любом случае дальше бы белорусам сразиться с французами, но календарь настоит на швейцарцах. А это как минимум игра равных соперников с непредсказуемым итогом. Получается, что к третьему туру мы можем подойти, скажем так, с одинаковым очковым ненакоплением с французами, а значит, предстоит матч жизни. Но… не будем о грустном! Почему не предположить обратного: например, что поединок с «трехцветными» не будет иметь для белорусов никакого турнирного значения, и, имея шесть очков в активе, подопечные Занковца будут вольготно готовиться к баталиям следующего — квалификационного раунда?!
Руслан ВАСИЛЬЕВ