Андрей Степанов: пока ни о чем не жалею
Андрей Степанов: пока ни о чем не жалею
В межсезонье дебютант высшей лиги «Гомель» «поставил под ружье» несколько именитых новобранцев, в числе которых оказался и защитник национальной сборной Эстонии Андрей СТЕПАНОВ. И в первой же игре он открыл счет забитым мячам в белорусском чемпионате.
— Согласитесь, таким дебютом нельзя быть недовольным.
— Возможно, вы удивитесь, когда я скажу, что мне тяжело дать однозначную оценку своим действиям на старте сезона. Да, поразил ворота «Нафтана», но ведь моя команда не победила. А во встрече с «Днепром» наша с голкипером Владимиром Бушмой несогласованность помогла могилевчанам открыть счет. Хорошо, что в итоге взяли три очка. Что касается поединка с минским «Динамо», то в ничейном исходе противостояния с одним из грандов белорусского футбола не только моя заслуга. На мой взгляд, команде не удалось на сто процентов выполнить тренерскую установку: в обороне мы выстояли, а вот в атаке остроты не хватало. Возможно, виной тому ужасного качества поле. Думаю, и такой техничной команде, как «Динамо», на нем было играть архисложно.
— К слову, за свою богатую футбольную карьеру вам доводилось играть на таком «огороде»?
— На таком, честно говоря, не припомню. Ребята, правда, успокоили, сказав, что вскоре все поля придут в хорошее состояние. Что поделать, издержки начала сезона.
— Ясно, что газон на «Динамо» оставил у вас негативное впечатление о белорусском чемпионате. А есть ли положительные моменты?
— Мне пока трудно рассуждать на данную тему, потому что не много видел: сыграл-то всего против трех команд. Пожалуй, могу судить только по «Гомелю». В городе заметен большой интерес к команде, к футболу в целом. Понравилось, что было много болельщиков на нашем домашнем матче с «Днепром», да и сам стадион произвел хорошее впечатление.
— Покопавшись в Интернете, обнаружил интересный факт: вы могли надеть «зелено-белую» футболку еще в 2009 году.
— А предпочел английский клуб второго дивизиона «Уотфорд». С «Гомелем» переговоры в то время также велись, но когда предложили поехать в Англию… Понимаете, наверное, любой игрок мечтает попробовать свои силы в этом чемпионате, ощутить, что же такое на самом деле английский футбол. Думаю, не отправься я на туманный Альбион, жалел бы всю жизнь.
— Вы довольны английским этапом своей карьеры?
— Да, хотя играл очень мало. Но меня сразу предупредили, что приглашают «под замену». Если бы кто-то из защитников получил травму, мои услуги и пригодились бы. Зато получил опыт, который не приобрел за несколько лет выступлений в чемпионате России. Увидел, как должен вестись тренировочный процесс, как организована клубная система в английском футболе, как проходит восстановительный цикл. Словом, почерпнул массу полезного.
— На будущее, скажем так? Вы же не исключаете возможность стать тренером?
— Не исключаю, конечно, однако сейчас отвечу, что мне просто хотелось бы остаться в футболе после завершения карьеры. И тот опыт, который накопил за эти годы, грех не использовать. Но пока здоровье позволяет, буду играть.
— А как получилось, что во второй раз вы все-таки решили остановить выбор на «Гомеле»?
— Я должен был подписать контракт с другим клубом, но у него возникли некоторые финансовые проблемы. Параллельно мною интересовался гомельский клуб. Когда узнал об этом от агента, то выбрал Беларусь. И пока ни о чем не жалею.
— На вас большинство партнеров смотрят, наверное, с открытыми ртами?
— Знаете, у нас нет деления на ветеранов и молодых. Да и без меня в «Гомеле» хватает тех, кто поиграл на солидном уровне: те же Игорь Стасевич или Николай Кашевский, например. Зато сложился отличный коллектив, это я понял по первым дням пребывания в команде.
— Быстро удалось найти общий язык с партнерами по обороне, ведь ее составляют разномастные игроки?
— Разномастные? Я бы так не утверждал. В основном в этой линии собраны зрелые мастера плюс молодой, но уже поигравший в высшей лиге белорусского чемпионата Игорь Кузьменок.
— Из ваших слов делаю вывод о том, что защита является наиболее сильным звеном «Гомеля»?
— Трудно судить, потому что наш главный тренер Олег Михайлович Кубарев любит вносить изменения в тактический рисунок. Все зависит от соперника. На мой взгляд, оборона будет часто играть в различных сочетаниях, поскольку у нас нет понятия «четыре основных защитника и все остальные». Есть шесть, возможно, даже восемь. Многие удивлялись решению тренера отправить Сергея Концевого в матче с минским «Динамо» на правый фланг защиты, но ведь он оказался прав.
— Вы правильно подметили стремление Кубарева к частым переменам. Может быть, он и вам предлагал сменить амплуа? Например, занять место в полузащите.
— В «Гомеле» и без меня хватает тех, кто умеет играть в средней линии. Попробовать, конечно, можно, но, мне кажется, возрастной Степанов не самый лучший материал для экспериментов. Скорее, это для молодых ребят. Хотя в Эстонии меня пытались отправить в центр и на бровку полузащиты, но поняли, что мне сподручнее все-таки играть в обороне.
— В Прибалтике в почете больше баскетбол, вы же остановили выбор на футболе. Почему?
— В детстве занимался многими видами спорта: хоккеем, футболом, борьбой, плаванием, настольным теннисом. Такая вот «солянка». В «игру миллионов» пришел стандартно: когда пошел в первый класс школы, то увидел объявление о наборе в секцию. Начал заниматься, причем не бросал и другие виды, но к десяти годам стало трудно совмещать учебу и спорт. Тогда и решил — только футбол. До сих пор играю, как видите.
— И доигрались до национальной сборной Эстонии! Вы можете не отвечать на следующий вопрос, но одно время в сборной этой страны не очень жаловали носителей не эстонских фамилий.
— Почему же, отвечу. Действительно, такая проблема имела место в начале и даже в середине девяностых годов прошлого века, но с приходом на пост главного тренера иностранных специалистов ситуация изменилась. Знаете, человеку со стороны трудно объяснить, почему на поле должен выйти футболист с эстонской фамилией. Иностранцы же опираются прежде всего на мастерство. Думаю, это нужно было пережить после распада СССР. Нынче никто не обращает внимания, какая у тебя фамилия, главное — хорошо играть.
— Естественно, львиную долю времени у вас занимают матчи и тренировки. И все-таки, успели познакомиться с Гомелем?
— Когда приехал, было холодно. А сейчас уже гулял в парке и по набережной. Красиво, природа пробуждается от зимней спячки. Надеюсь, в ближайшее время перевезти из Таллинна супругу и сыночка, которому скоро исполнится год. Сейчас в этом нет смысла — слишком плотный график матчей.
— А не передумаете в свете последних событий?
— Понимаю, о чем вы… Выражаю искреннее сочувствие родственникам и близким погибших, всему белорусскому народу. Это форменное зверство — убивать мирных людей. К сожалению, во время моей жизни в Москве, был не один такой случай. Да, меня это не коснулось, но ощущение ужасное. И хотя нахожусь сейчас за триста километров от Минска, все равно чувствую чужую боль. Беларусь, в моем понимании, никогда не была мишенью для терроризма, и вдруг такое… Надеюсь, это единичный эпизод. С терроризмом бороться трудно, но нужно. Никому не желаю оказаться в такой ситуации.
Виктор ИЗОТОВ