Станислав Соловьев: групповая гонка – это всегда импровизация

Источник материала:  
31.03.2011 19:54 — Новости Спорта
Станислав Соловьев: групповая гонка – это всегда импровизация

Станислав Соловьев: групповая гонка – это всегда импровизация

Накануне поездки на чемпионат мира по велогонкам на треке в голландский Апельдорн главный тренер белорусской сборной Станислав Соловьев наотрез отказался говорить о медальных планах. Вместе с тем было понятно, что его ученицы, в прошлом году отметившиеся «бронзовым» хетт-триком, постараются как минимум подтвердить свои позиции.

Но оказалось, что этот металл белорусок уже не особо интересует, чего не скажешь о благородном «золоте», которое в велоспорте выдается в комплекте с радужной майкой. На всех стартах, вплоть до следующего планетарного форума в Австралии, Ольга Панарина и Татьяна Шаракова смогут форсить в этих неимоверно престижных одежках соответственно в гите и групповой гонке по очкам. Кроме того, Ольга завоевала и «серебро» в кейрине. В итоге в медальном зачете наша сборная обосновалась на третьем месте — сразу за австралийцами и французами. Позади остались даже многолетние законодатели мод на треке — британцы. Мог ли тренер национальной сборной предположить, что наш квартет девушек потеснит самую мощную «велосипедную державу»? С этого вопроса мы и начали разговор о прошедшем чемпионате со Станиславом СОЛОВЬЕВЫМ:

— Нет, конечно. Но не скрою, приятно оказаться выше команды, не один год доминирующей в нашем виде. На прошлой Олимпиаде в Пекине англичане завоевали семь золотых медалей. А тут ограничились только одной, добытой в женской командной гонке преследования. Во время чемпионата они жили в другой гостинице. И, как рассказали нам русскоговорящие журналисты, были немало удивлены прогрессу белорусов, активно обсуждали этот факт.

— Так уж получалось, что прежде по три медали вы привозили только в четные годы…

— А тут решили нарушить традицию. Второй год подряд молодые спортсменки показывают очень высокие результаты. Впервые чемпионкой мира стала Панарина, а буквально через час такой же титул завоевала Шаракова.

— Вы рассчитывали на «золотой» дубль в первый же вечер?

— Признаться, утром мелькнула мысль, что такое может случиться. Я видел, что девчата подошли к планетарному чемпионату в хорошей форме и были заряжены на борьбу. Но, естественно, своими предчувствиями я ни с кем не делился. И уж тем более девчатам ничего не говорил. Они всегда сами себя настраивают. А медальную тему мы с ними вообще никогда не обсуждаем. В этом деле я человек суеверный. Да и как можно гарантировать восхождение на пьедестал, не зная, в какой готовности окажутся соперницы? Конечно, я стараюсь к важным стартам вывести своих подопечных на максимальные результаты и от них требую полной самоотдачи. А там уж как сложится.

— Велодром в Апельдорне понравился?

— Да, там хороший трек, только полотно какое-то «вязкое», тяжелое. Поэтому о рекордах речь не шла: временные показатели во всех видах оказались не самыми высокими. Это касается как индивидуальных, так и командных дисциплин. Если в прошлом году в мужской командной гонке все призеры выехали из четырех минут, то сейчас только победители, и те — еле-еле. Да и вообще почти никому не удалось приблизиться к своим «личникам». Одна из немногих, кто его превзошел, это наша Елена Дылько в индивидуальной гонке преследования. Просто она сильно прибавила за последние полгода, но еще не настолько, чтобы на равных конкурировать с ведущими спортсменками мира.

— На разгоне в гите Панарина уступила лидеру Санди Клэр 0,3 секунды. Верили, что успеет наверстать упущенное?

— Да. Потому что на каждом из следующих трех отрезков, где фиксировалось время, она сокращала отставание — то есть шла по нарастающей. Когда до финиша осталось полкруга, я почувствовал, что она превзойдет график француженки и выиграет «золото». Считаю этот успех Ольги закономерным. Она — фанат велоспорта в хорошем смысле этого слова, человек очень целеустремленный. Ольга полностью отдается работе, не позволяя себе ничего, что бы могло как-то помешать достижению высоких результатов. И подруг по сборной Ольга настраивает на такое же отношение к делу.

— Согласитесь с тем, что Шаракова как по нотам расписала групповую гонку?

— Да, она красиво проехала ее. Хотя гонка получилась очень непростой, со множеством отрывов. Татьяна, кстати, впервые поставила на этот вид такую большую передачу — 49/14, тогда как раньше использовала на дюйм меньше. И выкручивала ее. Кроме того, в отличие от многих соперниц, она чувствует, когда есть смысл атаковать. Многие спортсменки, претендующие на медаль, старались, пока свежие, себя проявить. А она выждала, пока они наработаются, а потом сама предприняла решительный рывок. Хотя нервы и у нее были напряжены до предела. Но Таня сумела грамотно оценить ситуацию и очень скоро поставить конкуренток перед фактом круга преимущества. Это была потрясающая атака.

— Вы заранее обговаривали с Татьяной тактику или она действовала по ситуации?

— А что тут оговоришь, если не знаешь, в какой момент кто из соперниц что предпримет? Групповая гонка — это всегда импровизация. В ней каждая спортсменка может рассчитывать только на собственные опыт и чувства. Подсказки они далеко не всегда слышат, поскольку и зрители стараются поддержать участниц, и диктор громко комментирует события. В сплошном шуме что-то разобрать практически нереально. Поэтому единственное, что Тане подсказали, — не отпускать соперниц на последних кругах.

— В радужных майках, которые впервые примерили, девчонки долго вертелись перед зеркалом в гостинице?

— Не думаю, поскольку вернулись с трека очень поздно. По крайней мере утром за завтраком они признались, что не почувствовали каких-то изменений. Хотя сразу после групповой гонки Таня так расплакалась от радости, что мы с трудом ее успокоили.

— Ольга, напротив, удивила отсутствием эмоций на пьедестале…

— Она действительно не успела осознать, что произошло. Для нее это был третий чемпионат мира. На дебютном форуме двухлетней давности Оля была четвертой, в прошлом году уже две «бронзы» завоевала и сейчас — «золото» и «серебро». И в дальнейшем спортсменка будет прогрессировать. В том же спринте ей еще явно не хватает тактического опыта и умения сверхмобилизоваться на поединок. Но это со временем придет. В кейрине в последний день соревнований она уже здорово себя проявила. В «заезде надежды» смогла настроиться на жесткую борьбу с Симоной Крупескайте. И в финале тоже собралась и мощно проехала. В этой шестерке особняком стояли Анна Мирс и Клара Санчес, остальные соперницы были слабее. И когда начался спурт, австралийка возглавила заезд, француженка села за ней. Но Оля настолько сильно включилась, что прошла Санчес и почти достала Мирс. Поскольку атаковала с третьей позиции, дистанция у нее длиннее оказалась, а если бы начинала борьбу со второй, стопроцентно обошла бы Анну. Было видно, что она мощнее всех финишировала. И 200 метров в квалификации Ольга проехала в одно время с Мирс — лучше всех остальных.

— Одну из главных сенсаций в кейрине сотворила малазийка Фатеха Мустапа, пробившаяся в финал.

— В этом виде порой можно попасть в главный круг, сев за сильной спортсменкой, которая сама выиграет и тебя вывезет. К такой тактике нередко прибегают спортсменки, которые пределом мечтаний считают выход в решающий круг. Но победу данный подход к гонке не принесет.

— Пятое место Шараковой в омниуме, бесспорно, высокое. Вместе с тем и вас, и Татьяну оно наверняка в полной мере не удовлетворило?

— Конечно. Но до Олимпиады у нас еще есть время. Думаю, за оставшиеся почти полтора года Таня подтянет прежде всего проблемную гонку с выбыванием. Если бы сейчас она заняла в ней не 17-е, а хотя бы 13-е место, исход был бы медальный. В этой дисциплине ей реально попадать в десятку, что сразу же гарантирует восхождение на подиум. Все остальные дисциплины она едет хорошо.

— В командной гонке преследования наши девушки ожиданий не оправдали…

— К сожалению, Оксана Попко проехала ее на удивление мягко. Никогда не случалось, чтобы она отставала, не могла усидеть на «колесе», а тут промазала с последней сменой и тянула слабовато. На этом команда потеряла 3—4 секунды. То есть они полтора километра хорошо проехали, а вторую половину дистанции — неважно. Не знаю, чем это можно объяснить. Скорее всего тем, что Оксану подвело чрезмерное желание выступить как можно лучше. Спортсменка «мандражнула» — вот и была не похожа на саму себя.

— Ее же выступлением в скрэтче довольны?

— Да, в этой гонке Оксана уже боролась за медаль. Именно она организовала решающий отрыв. Сначала в одиночку уехала, а потом ее догнали четыре спортсменки. Считаю, только из-за нехватки опыта она осталась без награды. Начни Оксана первой спурт — и железно бы финишировала в тройке. Догнать ее могла только голландка Марианна Вос, имеющая очень острый рывок. А вообще и гонка в целом, и финиш получились довольно нервными. Пятое место — достойный результат, лучшее достижение спортсменки на чемпионатах мира в индивидуальных видах.

— Каковы ближайшие планы команды?

— Спортсменки из группы темпа сейчас разъехались по домам на децентрализованную подготовку, чтобы попутно могли уладить какие-то свои дела, разобраться с учебой, подлечиться. 22—24 апреля их уже ждут республиканские соревнования на призы Карпенко и чемпионат страны в командной гонке в Бобруйске. Последнюю девчата поедут этим же трио. А спринтеры со 2 по 30 апреля продолжат подготовку в Турции. 12—14 мая у нас пройдет трековый чемпионат Беларуси.

Пользуясь случаем, мне хотелось бы остановиться на еще одном важном моменте. Чемпионат мира у нас проводится ранней весной, а готовиться к нему приходится зимой — в период эпидемий. В этой связи оптимальный вариант — чтобы во время домашних сборов спортсмены жили, как в «Крылатском» и других местах, непосредственно на велодроме. У нас на «Минск-Арене» тоже есть комнаты отдыха, которые могли бы служить гостиничными номерами, работают столовая и кафе. И тогда бы спортсмены не собирали инфекцию на улице, а спокойно отдыхали между тренировками. Кроме того, велосипедисты, чтобы показывать высокие результаты, вообще пешком ходить не должны. А у нас зачастую даже машины нет, чтобы зимой свозить их в тот же диспансер. Приходится ездить на общественном транспорте, где запросто можно подхватить вирус и перечеркнуть всю работу. Причем поскольку группы спринта и темпа тренируются по абсолютно разным планам, машины должны быть у обеих групп, а нам во время сборов одну выделяют, а между ними — передвигайтесь, как хотите. Но ведь и в этих паузах мы должны тренироваться и решать какие-то вопросы. Приведу последний пример. Уезжая на чемпионат мира, я поручил Олегу Иванову организовать тренировочный процесс с оставшимися сборниками. Но когда он обратился в Республиканский центр прикладных видов спорта с просьбой дать транспорт для обеспечения безопасности спортсменов, ему отказали, сославшись на то, что учащихся центра в этой группе нет. Разве это нормальное отношение?

Елена ДАНИЛЬЧЕНКО


←Даже день рождения заранее не празднуют

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика