ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ ТВОРИТ ЧУДЕСА

Источник материала:  
ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ ТВОРИТ ЧУДЕСА

Обнаружить женщину в когорте отечественных футбольных тренеров — сродни финиковой пальме, растущей среди родимых берез, кленов и дубов. Между тем Татьяна Ловец — в недавнем прошлом сама успешная спортсменка — с лета 2010-го работает в ФК «Минск» тренером по физической подготовке. Причем не номинально отправляет синекуру, а трудится весьма усердно и плодотворно.

— Белорусский футбольный мир на женщину-тренера наверняка взирал как на диво? Собственно говоря, в отличие от Запада, у нас тренер по физподготовке — уже диво.
— Сейчас не такое диво, как несколько лет назад: в БАТЭ работает испанский специалист, я обосновалась в «Минске». Некоторые, прослышав о моей работе, действительно очень удивляются, но ведь любой женщине только в радость кого-то удивлять. Избыток внимания к своей персоне приятнее, нежели дефицит.
— Пока ты играла в баскетбол, с дефицитом наверняка столкнуться успела.
— Я довольно рано уехала за рубеж — в 20 лет, прямиком из «Горизонта». В Беларуси на игры ходило человек 30-40, а в хорватском «Госпиче» обнаружилась совершенно иная картина. Как сейчас перед глазами финал национального первенства: в город мы въезжали вместе с фанатами на нескольких автобусах в окружении полицейских машин с мигалками, матч шел в прямой трансляции на ТВ, а когда мы выиграли золотые медали, дома нас ожидало торжественное чествование на площади. В Польше популярность женского баскетбола тоже приличная, в Швеции игры по антуражу напоминают белорусский хоккей: телекамеры, группы поддержки, представление состава в свете юпитеров, напитки и угощения для зрителей.
— В Швеции ты и завершила карьеру.
— Колено подвело. Во мне столько осталось мячей, которые уже не заброшу, и передач, которые уже не отдам... (грустно вздыхает). Испанская поговорка гласит: одна дверь закрылась, другая открылась. Мне тренерское ремесло по душе; я еще в Европе вела конспекты, успела постажироваться в спортивном колледже, потом у заокеанского специалиста по физподготовке.
— А почему у нас этих специалистов — кот наплакал? Ведь ни для кого не секрет, что сегодня исход матча может зависеть от доли секунды, которая потребуется игроку, чтобы подняться с газона, выполнить передачу или рвануть в нужную точку.
— Главное, что все осознали потребность в таких тренерах. Я сейчас, кроме футболистов, работаю с молодыми теннисистками, недавно и хоккеисты зондировали почву на предмет сотрудничества. Но от тренера зависит не все, важно отношение спортсмена к восстановлению и питанию. Многие игроки вместо птицы, фруктов, овощей, орехов жуют бутерброды. Или спят три часа вместо восьми. Некоторые пивом «восстанавливаются». Но постепенно все меняется в лучшую сторону.
— Интереснее работать с игроками младшего возраста или с основным составом?
— Мне и потренировать профессионалов в радость, и работать с дублем приятно, и с ребятами 2000 г.р. — тоже одно удовольствие. В юном возрасте уже за полгода заметен какой-то прогресс — у игроков горят глаза, они рвутся состязаться друг с другом, стремятся себя проявить.
— Эксперты отмечают, что нынешнее поколение здоровьем не блещет. А покорение спортивных высот требует солидных нагрузок.
— Помню, нам тренер давал задания по максимуму: кто выжил, тот и молодец. Одни уходили, зато другие вырастали в настоящих тигриц. Сейчас с людьми приходится обращаться осторожнее, выбор не столь велик.
— С другой стороны, какой смысл десять лет тренироваться вполсилы, а в итоге обнаружить, что на серьезном уровне человек играть не сможет?
— То-то и оно. Понятно, у всех появились пресс-секретари и PR-менеджеры, которые способны доходчиво объяснить, как здорово мы играем (или поем), но песни песнями, а матч пиар-менеджер за нас не выиграет — там результат на табло светится. Поэтому нужно и над силой работать, и над скоростью, и выносливость закладывать, и координацию развивать... Другое дело — следует контролировать состояние спортсменов: кому-то уменьшить нагрузку, кому-то прибавить, кому-то дать другие упражнения.
— А если кто-то из подопечных отлынивает или халтурит, что делаешь?
— У меня никто не отлынивает. Профессионалы знают, ради чего работают. Молодые же хотят стать профессионалами. Если надо, я во время упражнений своим примером вдохновляю. Никто ведь не захочет отставать от девчонки!
— Для успеха в спорте высших достижений нужно жертвовать многими вещами?
— Ночные дискотеки и дружеские пирушки отменяются. Зато свободного времени у спортсмена больше, чем у менеджера или инженера: хочешь — в парке гуляй, хочешь — книжки читай, хочешь — в Интернете ползай.
— А ты книжки или Интернет предпочитаешь?
— Сейчас рассказами Роберта Шекли наслаждаюсь, на очереди Стивен Кинг и Ховард Лавкрафт. В свое время всю школьную программу прочла, но мало что тронуло душу. Предпочитаю современных авторов. Сейчас в руки попадают в основном книги по психологии и пособия иностранных специалистов по ОФП. Плюс газеты. А в Интернете много сидела, пока в Европе выступала. Даже кавалера так нашла.
— ...И твоя зарубежная карьера прервалась неожиданным возвращением в 2006-м из Бельгии в белорусский чемпионат с его потешным на тот момент жалованьем и вялым зрительским интересом.
— Влюбилась! Села в самолет, прихватив лишь то, что в руках унесла. У меня вскоре истек вид на жительство, ради продления которого надо было возвращаться в Бельгию. Я не вернулась. Еще и документы потеряла по дороге вместе с мобильным телефоном. Словом, начала жизнь с чистого листа. А кавалер через полгода меня разлюбил, и в следующем сезоне я вернулась играть в Европу.
— Философским размышлениям о смысле бытия и устройстве мироздания наверняка предавалась немало?
— Спортивная жизнь приучает к мысли, что все закономерно, мир движется согласно своим незыблемым законам. А все сверхъ­естественное и нелогичное только кажется нам сверхъестественным и нелогичным... Хотя допускаю, что вселенная намного сложнее, чем кажется.
— После недавних катаклизмов наверняка возрастет число ожидающих скорого конца света. Еще пару землетрясений и цунами — и мир потихоньку начнет сползать...
— Нужно оставаться оптимистами! Когда Римская империя навернулась, тоже все думали, что настал конец света и ничего путного уже не будет. Но история всегда выходит на новый виток! Надо только переждать лет 700-800 нищеты и религиозного мракобесия, а там, глядишь, жизнь опять наладится!
— Гороскопы, гадания в твоей жизни играют какую-либо роль?
— Есть люди, в чьей жизни они роль сыграли. Будущий император Рима Септимий Север повышенное внимание уделял астрологии. Управляя провинцией в современном Лионе, он узнал, что в Сирии некая Юлия хвастается гороскопом, согласно которому ее мужем станет царь. Хитрый Септимий тут же на ней женился. Но мне подумалось, что эта Юлия просто нашла хороший способ удачно выйти замуж. (Улыбается.) А гадалки и экстрасенсы — это просто хорошие психологи.
— Мужчины хитры, а женщины хитрее... Что милее твоей душе: златая цепь, античная статуя, обитатели Красного моря или мобильный телефон последней модели?
— Подводный мир Красного моря великолепен: прекрасные кораллы, сонмище разноцветных рыбок, хватающих крошки с руки... В Египте я была несколько раз, вот только до пирамид никак не доберусь.
— Как относишься к гипотезе, что их построили инопланетяне?
— Я думаю, они бы там что-то написали. А то почему-то сплошные иероглифы, никакого тебе: «Здесь был Вася с Ориона». Да и зачем им вообще их строить? Пришельцы нашли бы другой способ самоутверждения. Я слышала разные суждения — мол, блоки тяжелые, их трудно таскать... Но человеческая целеустремленность творит чудеса! Кирпич тяжел, а легко ли просто обеспечить снабжение продовольствием и товарами первой необходимости миллионный город? Провести водопровод, соорудить канализацию, наладить вечернее освещение? И, тем не менее, с этой задачей справлялись в Вавилоне, Риме и других местах.
— Досужие «знатоки» утвер­ждают, что и римлянам пришельцы помогали тот же храм в Баальбеке возводить.
— В таком случае жаль, что они белорусам не помогают — всю программу общественного строительства приходится за счет налогоплательщиков осуществлять. Причем мы и не просим пирамиды строить, а вот несколько стандартных спортзалов 40 на 20 метров с трибунами на 500-1000 зрителей в столице отнюдь не помешали бы. Представители всех игровых видов — гандбола, мини-футбола, баскетбола — были бы инопланетянам благодарны.


Игорь МУЗЫКА
←Волков бояться — в лес не ходить

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика