Последний шанс для Долидовича?
23.02.2011 19:38
—
Новости Спорта
Последний шанс для Долидовича?
Сегодня в пригороде Осло Холменколлене поднимет занавес чемпионат мира по лыжному спорту. Норвегия давно жила предвкушением этого события, ведь, прежде всего, к лыжным гонкам в этой стране отношение особое. Существует даже шутка, будто местные малыши рождаются вместе с лыжами. Любые зимние соревнования здесь являют собой настоящий праздник, а планетарный форум и вовсе обещает превратиться в грандиозный лыжный фестиваль. Организаторы ожидают, что старты посетят около 300000 болельщиков, но мы не удивимся, если они соберут и большую зрительскую аудиторию. Ведь более чем за сутки до официального открытия чемпионата многие норвежцы уже рассредоточились вдоль всей трассы — поставили палатки, запаслись дровами. И они готовы ближайшие полторы недели провести в таких спартанских условиях.
Холменколлен не впервые принимает столь масштабный турнир. На его трассах уже трижды проводились чемпионаты мира и в 1952 году — зимняя Олимпиада. Главной достопримечательностью комплекса является уникальный трамплин, первые соревновательные прыжки с которого спортсмены совершили еще в 1892 году! К нынешнему турниру в результате реконструкции он приобрел современный вид, сохранив при этом свой эксклюзивный дизайн. Заметно преобразился и без того шикарный стадион. За ближайшие полторы недели спортсмены более чем из 50 стран разыграют здесь 21 комплект медалей: пять — в прыжках на лыжах, четыре — в двоеборье и 12 — в гонках.
Призовой фонд чемпионата составит 4,5 миллиона норвежских крон (791 тысячу долларов). Наиболее ценятся здесь победы прыгунов с трамплина — почти 30 тысяч долларов. Обладатели «золота» в лыжных гонках получат по 17 тысяч долларов, за победу в эстафете — по 16 тысяч каждый из участников. Триумфатор соревнований в двоеборье разбогатеет на 14 тысяч. Так хочется, чтобы и нашим землякам что-то перепало.
В прыжках белорусы выступать не будут. В северной комбинации попробует свои силы 18-летний Алексей Муравицкий, перед которым пока никаких задач не ставят, рассматривая его участие с перспективой на Олимпиаду в Сочи. Как рассказал главный тренер национальной сборной по лыжным гонкам Виктор КАМОЦКИЙ, и эта дружина отправилась в Норвегию на редкость немногочисленным составом:
— Условия отбора у нас выполнили только четверо — Сергей Долидович, Михаил Семенов, Александр Лазуткин и Елена Санникова. Точки над «I» мы расставляли на этапе Кубка мира в России. Хотя многие лидеры в Рыбинск не приехали, для белорусов старты получились не самыми удачными. Должен признать, что в женском дуатлоне мы ошиблись со смазкой. Буквально перед самым стартом погода немного изменилась. Бежать Елена решила на моих лыжах no wax. На разминке ей вполне хватало держания, а когда снег прекратился и лыжня начала глянцеваться, возникли проблемы. Она просто не справилась с чужими лыжами, которые длиннее и жестче, чем те, на которых спортсменка привыкла бегать. Эта ошибка и не позволила ей зацепиться за группу, с которой реально могла бороться. Естественно, результат оказался не тот, на который рассчитывали.
У парней ситуация немного другая. Долидович не попал в пятнадцать сильнейших из-за сломавшейся палки. После первой классической «пятерки» Сергей уступал лидеру шесть секунд. То есть прошел ее в первой группе и контролировал ситуацию. Но, сломав палку, на одном километре сразу отстал на 40 секунд. А когда у тебя чего-то не хватает и приходится изменять технику движения в такую и без того сложную погоду, это накладывает свой отпечаток. Причем Сергей дважды менял палку. Потому что, как позже выяснилось, у него сломалась верхняя ее часть — где вставляется темляк. Отстав из-за этого от основных соперников на «классике», он не смог наверстать упущенное в «коньке». Сказались усталость и нервозность. Хотя на промежуточных отсечках имел два шестых и седьмое места. То есть, когда ничто не мешало, у него все получалось. Чтобы Сергей мог на равных конкурировать в дуатлоне, любые просчеты в «классике» должны быть исключены. Только придя в транзитную зону в группе или с небольшим отставанием от лидеров и затратив при этом минимум сил, ему реально на второй половине по-настоящему проявить себя. А тут получилось, что он намучился с одной палкой в «классике», заметно исчерпав и резерв, рассчитанный на «конек». Анализируя потом гонку, мы получили отрывочную, а не целостную картину и не смогли подтвердить правильность тренинга, из-за чего остался горький осадок.
— Долидович стартовал и в спринте, в котором, хотя это не его вид, вправе был рассчитывать на большее.
— Согласен. Но здесь, видимо, аукнулось перенапряжение дуатлона. Если спортсмен переусердствовал накануне, для того чтобы квалифицироваться назавтра, ему запросто может не хватить одной или двух секунд, что и случилось. Конкуренция в этой дисциплине, кстати, была куда более острой. Тем не менее Сергею реально было выйти в четвертьфинал, но при наличии свежего состояния. Вместе с тем он еще раз прочувствовал, на каких скоростях придется бороться в Холменколлене, где, кстати, тоже побежит спринт, которым как раз и открывается программа чемпионата мира. Мы не рассчитываем, что в нем Сергей, как в дуатлоне или марафоне, поведет спор за самые высокие места. Если преодолеет квалификационный барьер, уже будет хорошо. Насколько помню, на планетарных форумах и Олимпиадах никому из белорусских мужчин это раньше не удавалось.
— Не впечатлил в Рыбинске и Лазуткин…
— Александр готовился по индивидуальной программе. Меня тоже смутило, что он не смог догнать человека, который бежал без палки. На смазку не спишешь, она была одинаковая. Переговорив с самим спортсменом, его личным тренером, надеялись за три остававшиеся недели подправить ситуацию. Но в Минск Саша приехал простывшим. Три дня из-за болезни не тренировался. Сейчас уже выздоровел, но состояние у него по-прежнему не лучшее. В понедельник на Кубке страны на классической «пятнашке» уступил Семенову больше двух с половиной минут. Отойдет ли до 1 марта, не знаю.
— Ионенков в Рыбинске вообще сошел…
— Это действительно странно, ведь человек приехал себя проявлять. И он как раз отметил, что лыжи работали хорошо. Из парней вообще никто на смазку не жаловался. Я думаю, что Александр не совсем правильно провел децентрализованную подготовку после гор. За 20 дней перед чемпионатом страны он отбежал много разных соревнований и скоростных тренировок. И этот просчет привел потом к невзрачному выступлению как на этапе в Отепя, так и в Рыбинске.
— На Всемирной универсиаде в Турции перед Семеновым ставилась задача завоевать медаль. Михаил дважды был рядом, но…
— Мы действительно обещали медаль. И не заболей Михаил, слово бы сдержали. Что подтвердило и четвертое место в спринте, который не относится к числу его профильных видов. Причем проиграл там совсем немного. А уже дуатлон бежал, судя по всему, с температурой. Он не стал ее измерять, несмотря на озноб ночью и перед разминкой, и ничего не сказал врачу. В «классике» Миша с одним из россиян лидировал. Но сохранить максимальную концентрацию до самого финиша больному сложно. Здесь тоже все решалось на заключительном отрезке. Миша вновь оказался четвертым. К вечеру его начало подташнивать. Поставил градусник, а там уже 39. Вообще на Универсиаде многие болели, видимо, какой-то вирус гулял. Благо Миша довольно быстро восстановился. После этого мы уже провели хороший двухнедельный тренировочный цикл. И на Кубке страны он выиграл у серебряного призера больше минуты.
А Долидович в выходные бежал в России дуатлон, в котором финишировал вторым, показав восьмое место в «классике» и лучшее — в «коньке». То есть оба лидера сборной, которых нацеливаем на борьбу за самые высокие места, вышли на хорошие скорости. Хотя никаких подводящих тренировок к этим стартам мы не делали, целенаправленно готовясь к чемпионату мира. Но на фоне достаточно мощной работы они хорошо смотрелись.
— Рудакова в Рыбинск не поехала. Травма оказалась серьезнее, чем предполагали?
— Да, Катя повредила «ахилл». Пока она даже тренироваться не может, не только стартовать.
— К мировому чемпионату подводились в «Раубичах»?
— Да. Нареканий на качество лыжни на комплексе нынче не было. Хотя порой мешал ветер (падали иголки), трасса всегда была хорошо подготовлена. И вообще проблем избежали. Большую часть утренних тренировок проводили в Логойске, где круг по профилю напоминает тот, что в Осло. Он с более затяжными подъемами и выходами. Единственное, не сразу адаптировались к сильным морозам, на чем немного потеряли. Но, в принципе, ударно поработали.
От этапа в Драммене отказались, решили дошлифовываться дома. С каждым из спортсменов упор делали на подготовку к конкретным гонкам. Санникова побежит «десятку», дуатлон и марафон. Долидович пропустит классическую «разделку» на 15 км. Семенова точно заявим на «полтинник» и, скорее всего, на дуатлон, Лазуткина — на «пятнашку» и дуатлон.
— Лыжи у всех есть на любую погоду?
— Да. На собрании мы жестко сказали, что независимо от прогноза синоптиков необходимо взять с собой весь имеющийся инвентарь. Чтобы не получилось так, как у Санниковой. У Лены ведь есть свои лыжи no wax, но поскольку в Рыбинске обещали 10—15 градусов мороза, она оставила их дома. На деле же оказался капризный ноль со свежим снегом, и бежать ей пришлось на моей жесткой паре. Палки, крепления тоже тщательно проверили. Весь инвентарь заранее отправили машиной, чтобы не волноваться о переплате за перегруз. А сами летим самолетом.
— Бывали случаи, когда у белорусов не оказывалось в наличии необходимых смазочных материалов…
— Нечего кривить душой, мы располагаем их необходимым арсеналом. Создали резерв отчасти и благодаря тому, что экономили какие-то мази на этапах Кубка мира. На чемпионате республики я вообще сказал всем спортсменам мазать лыжи у личных тренеров. Поэтому нужные парафины, порошки, аэрозоли, мази есть. И мы договорились с федерацией, что сможем докупить, если что-то понадобится дополнительно, непосредственно во время чемпионата у представителей фирм. Так что проблем не должно возникнуть.
— А кто будет помогать готовить инвентарь?
— Олег Быковских, который не первый год работает со сборной, и Антон Румянцев — его начали подключать на сборы с сентября прошлого года. Оба — молодые ребята. Антон — кандидат в мастера спорта. Опыта им, конечно, не хватает. За три месяца просто невозможно постичь все сервисные секреты. Я не говорю, что тот же Антон — бывший гонщик, не умел мазать лыжи, но это совсем другой уровень. Сервисменов надо растить. Причем, считаю, это должны быть молодые парни — дерзкие, способные взять на себя инициативу, принять решение. Они должны постоянно бегать кроссы и зимой кататься на лыжах, быть в форме и не терять чувства лыж, скольжения. Хорошие сервисмены в зарубежных командах могут пройти рядом со спортсменом 10—15 км, у нас с Долидовичем — только некоторые действующие лыжники. Возможно, мы предложим попробовать себя в роли сервисмена кому-то из спортсменов, которые по своим генетическим данным не смогут показать высокий результат, но ответственны и любят лыжные гонки. Им будет поставлено обязательное условие — сохранять свои кондиции. Если смотреть с прицелом на будущее — это очень важно.
Елена ДАНИЛЬЧЕНКО