Компьютерная жизнь, или «бесполезный» факультатив
22.02.2011 20:09
—
Новости Спорта
Компьютерная жизнь, или «бесполезный» факультатив
Движение — это жизнь, прилюдно и доказательно утверждал один из мудрецов, а ему вторило не одно поколение последователей, мыслителей и ученых. Умные мысли, проверенные веками, дошли до нас в качестве непреклонного постулата. Да и мы, журналисты, данную истину усвоили как азбучную на примерах собственной малоподвижной компьютерной жизни.
В недалекое советское время, следуя умным и доходчивым доводам философов, плюс испытав негативное влияние гиподинамии на себе, тогдашние министерские работники от образования захотели перемен и для начала предложили перевести школьников на ежедневные уроки физкультуры. Эксперимент по новой системе двигательного отсчета начался в одной из копыльских средних школ, в которой как раз подоспел к сроку еще один спортивный зал. «Физкультурник Белоруссии» в свое время писал о ходе эксперимента, который, правда, продолжения не получил, поскольку у других школ не нашлось средств для открытия новых залов.
ВОЗМОЖНО, ФИЛОСОФ НЕ ПРАВ
Но вернемся в дни нынешние. Вопреки суждениям древних о пользе движения, как гром среди ясного неба прогремело известие о том, что общеобразовательные школы страны перешли на двухразовые недельные уроки физкультуры. Министерство образования вместо третьего занятия пригласило учеников средних школ на субботние спортивные факультативы. Вначале по наивности показалось, что ребятам взамен ликвидированных 45 минут предложили провести целый день в спортивном зале. На деле же оказалось, что учителям физкультуры заплатили только за один учебный час. Но разве можно за это время принять всех обделенных физкультурой школьников? А если бы вдруг в спортзал сразу пришли все, кто недополучил третий школьный урок?
Наш корреспондент, оказавшись в стенах минской гимназии № 61, поначалу подумал, что так оно и произошло. Несмотря на раннее по субботним меркам время (10.30), жизнь здесь не замирала. Ученики вторых классов осваивали «Веселые старты», в которых они бежали по намеченному маршруту, проложенному по школьному коридору.
В спортивном зале старшеклассники разминались перед соревнованиями по баскетболу. При более детальном знакомстве оказалось, что здесь работают секции, а ученики наведываются в спортзал в свое, определенное графиком время. Спортивные мероприятия обычно начинаются в 10 часов утра. В 13.00 приходят поклонники футбола, а вечером здесь проводят занятия каратисты. В гимназии оказывают и платные услуги. Здесь можно научиться стрелять из лука или пневматического оружия, а также метать ножи. 10 тренировок обойдутся в 100 тысяч рублей.
ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО НОРМАТИВ
В другой минской школе, №222, есть два спортивных зала, и в обоих занимались школьники: одни играли в футбол, другие отрабатывали баскетбольный бросок, третьи тренировали верхнюю передачу для волейбола. Однако на деле не все оказалось так благополучно, как хотелось бы. Ситуацию с обязательными занятиями прокомментировала учитель физкультуры Ирина ЗЕМЧЕНОК:
— Два урока в неделю — это, конечно, катастрофически мало. Количество часов сократили на треть, но ведь объемы учебной программы остались те же самые. В школе взамен потерянного урока мы проводим так называемый «Час футбола». Но тут возникли сразу две проблемы. Во-первых, на факультатив ходят одни и те же дети, которым интересна игра в мяч. Во-вторых, это же не единственные дополнительные занятия, проходящие в школе по субботам. Ученики выпускных классов, вполне возможно, предпочтут спортзалу факультативы по математике, физике, русскому языку. Кроме них немало детей, желающих провести субботу дома за компьютером или телевизором, просто сходить погулять на свежем воздухе.
Что касается оставшихся в расписании двух уроков физкультуры в неделю, то все они уходят на сдачу нормативов. Времени и раньше едва хватало для выполнения учебного плана, а теперь на каждом занятии мы только сдаем, сдаем и еще раз сдаем. Нет возможности обучить детей чему-то новому, а о том, чтобы ради разнообразия провести, скажем, командную эстафету или поиграть в баскетбол, вообще никто не заикается.
С Ириной Земченок полностью солидарен учитель физкультуры более чем с 40-летним стажем Виктор ЮНИЦКИЙ, работающий в 9-й слонимской средней школе:
— Мое отношение к нововведениям — крайне отрицательное. Ведь два урока физкультуры остались обязательными для всех, а все прочее проходит по желанию школьников.
К факультативным занятиям стараюсь подключать тех, кто не ходит в ДЮСШ, кому нужны дополнительные занятия, кто, проще говоря, слаб в физическом развитии. Внеклассная работа с детьми желательна, но надо четко разграничить обязательные уроки и занятия по выбору школьников. У ребенка ведь могут быть иные увлечения, скажем, чтение или танцы.
Скажу без обиняков, здоровье у школьников неважное. Чем ближе к выпускным экзаменам, тем меньше остается школьников с первой группой здоровья. Нужно не одно поколение, чтобы белорусы поняли: надо больше двигаться, а не лежать на диване.
Коллеге из Слонима вторит учитель физкультуры одной из школ городского поселка Городея Минской области Вячеслав ГУТЬКО:
— Если бы в школьном расписании стояли три урока физкультуры, то даже в этом случае час субботнего факультатива оказался бы нелишним. Несомненно, при прежнем количестве учебных часов объем двигательной активности школьников был намного выше, чем сейчас. Не все придут на «Час футбола», тем более в секцию, а урок же был обязателен для всех. Скажу больше, мало кто интересовался нашим мнением, когда наверху решили переходить на два физкультурных занятия в неделю.
Кроме серьезно изменившегося учебного расписания основательно пострадали сами учителя. Для них в спешном порядке пришлось искать новые ставки, поскольку в крупных школах увольняли по два преподавателя физкультуры. По опыту знаю, что факультатив ни в коем случае не заменит обязательных занятий. Официальный час мы могли отдать гимнастике, лыжам или плаванию, а ныне — тому, что придется. Одно время по договорным обязательствам сотрудничали с минским педуниверситетом имени Максима Танка, а конкретно — с работниками факультета физвоспитания. Мы были «завязаны» на эксперименте, в котором среди десятиклассников проводили четыре урока физкультуры, а в одиннадцатых классах — пять. Вот это было дело! Но наши предложения канули в Лету.
… НЕ СТИХОТВОРЕНИЕ РАССКАЗАТЬ
Учитель физкультуры 130-й минской школы Сергей Рыжов поднимает еще одну проблему.
По его словам, раньше как было: приболел ребенок дня на два, на три, подлечился и вернулся в школу. За это время он пропускал не более двух уроков физкультуры. В расписании занятия по этому предмету всегда равномерно разбрасывались на всю неделю. Сейчас ребенок может вообще месяц не попасть в спортзал. А что если он не долечился? В этом случае вновь несколько дней не ходит в школу, а затем ему на недельку-полторы положено новое освобождение. Поскольку пропусков набирается больше, чем посещений, то и оценку за четверть ставить не за что. Ведь норматив сдать — это не стихотворение рассказать, на перемене выучить не успеешь.
Сергей Рыжов считает, что идея загрузить субботу спортивными факультативами, чтобы хоть как-то поправить катастрофическую ситуацию с уменьшением двигательной активности детей, конечно, хороша, но есть одно «но». Дело в том, что в выходные школьники предпочитают посидеть за компьютером.
Наконец, перемены отразились и на зарплате, в чем нет ничего удивительного. Ведь работы у учителя физкультуры стало в полтора раза меньше. В итоге, на его взгляд, от этого нововведения в выигрыше не остался никто.
Мнение коллеги разделяет Ольга СЕМЕНДЯК из СШ№1 Глубокого, которая с 1998 года трудится в школе, а до этого работала в местной ДЮСШ:
— Не открою Америки, если скажу, что на обязательные школьные уроки ходят все, а на факультативы — намного меньше. Силой заставить их посещать мы не можем. Туда наведываются единицы, причем большей частью те, кто хорошо физически развит, умеет неплохо играть, скажем, в волейбол или баскетбол. Так называемые ослабленные ученики не появляются на таких занятиях. Им неловко выставлять напоказ свое неумение, урок же обязателен для всех, как и выполнение школьной программы.
Добавлю, что и родители не могут забрать своих детей с учебных занятий, а вот с факультативов по физкультуре — да. Их они заменяют иными занятиями — музыкальными, кружками вышивания или рисования. Большинство из них считает посещения последних более полезными для будущего ребенка.
ЧТО В СУХОМ ОСТАТКЕ?
Вот такая получается картина маслом. Кто знает, возможно, авторы идеи уменьшения количества школьных физкультурных уроков решили переписать наследие античных мудрецов, полагая, что вся будущая жизнь нынешнего поколения — это сидение за компьютером. Вполне вероятно, что на первоначальной стадии она в самом деле поможет человеку сколотить капитал, но уж во всяком случае вряд ли продлит жизнь. В этом наши собеседники, непосредственные творцы здоровья нации, единодушны, и с ними вряд ли поспоришь.
P.S. «СП» решила продолжить опрос учителей физкультуры по поводу сокращения количества уроков физкультуры и введения субботних факультативов. Наши корреспонденты позвонили почти четырем десяткам школьных преподавателей физкультуры Минска и столичной области, и только двое из них поддержали идею занятий в субботу. Вывод однозначен: один час в выходной, на который приходят поиграть в удовольствие, скажем, в волейбол, горстка ребят, никак не заменит обязательный урок физкультуры. Его в непременном порядке посещают все школьники, а не небольшая, причем наиболее подготовленная их часть.
Михаил ДУБИЦКИЙ